Раздел III. Психология человеческих
П.А. Пономарёв
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ
Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Южно-Российским региональным отделением УМО
по психологии в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, специализирующихся в области сервиса
ШАХТЫ
Издательство ЮРГУЭС
УДК [37.03+159.9](075)
ББК 74.00+88.3я73
П563
Рецензенты:
д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО
И.Б. Котова
д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии
педагогического института ЮФУ
Р.М. Чумичева
д.ф.н., профессор, зав. кафедрой «Философия и история» ЮРГУЭС
Е.Ю. Положенкова
Пономарёв, П.А.
П563 Основы психологии и педагогики : учеб. пособие для вузов / П.А. Пономарёв. – Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 300 с.
ISBN 978-5-93834-344-3
Учебное пособие представляет собой систематизацию основных научных знаний в области психологии и педагогики. Содержание и форма изложения учебного материала нацелены на повышение познавательной активности студентов при овладении ими психолого-педагогическими знаниями. Для более глубокого освоения содержания в пособии приводятся к каждой главе вопросы для самопроверки и тестовые задания. Пособие снабжено таблицами, схемами и словарем основных понятий по психологии и педагогике, что делает представленный материал наглядным и доступным для усвоения.
УДК [37.03+159.9](075)
ББК 74.00+88.3я73
ISBN 978-5-93834-344-3
© Южно-Российский государственный
университет экономики и сервиса, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 6
Раздел I. Введение в психологию.
Познавательные процессы личности....... 7
Глава 1. Предмет и методы психологии............................................. 7
1.1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии.... 7
1.2. Основные исторические этапы развития психологической науки 11
1.3. Методы психологического исследования.................................. 24
Глава 2. Психика................................................................................... 29
2.1. Понятие о психике человека....................................................... 29
2.2. Содержание психики.................................................................. 31
2.3. Основные функции психики....................................................... 32
2.4. Основные психические процессы............................................... 33
2.5. Сознание как высшая форма психики....................................... 35
2.6. Понятие о бессознательном........................................................ 37
Глава 3. Ощущение и восприятие....................................................... 42
3.1. Понятие об ощущении................................................................ 42
3.2. Анализатор................................................................................. 43
3.3. Классификация ощущений......................................................... 44
3.4. Общие свойства ощущений........................................................ 47
3.5. Чувствительность и её изменение............................................... 48
3.6. Адаптация................................................................................... 49
3.7. Взаимодействие ощущений........................................................ 50
3.8. Восприятие и его свойства......................................................... 51
3.9. Классификация восприятий........................................................ 54
Глава 4. Внимание................................................................................ 55
4.1. Внимание и его физиологические основы.................................. 55
4.2. Функции и виды внимания......................................................... 57
4.3. Свойства внимания..................................................................... 59
4.4. Развитие внимания ..................................................................... 62
Глава 5. Память..................................................................................... 65
5.1. Общая характеристика памяти. Теории памяти........................ 65
5.2. Виды памяти................................................................................ 69
5.3. Законы памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания....... 71
Глава 6. Воображение.......................................................................... 74
6.1. Понятие о воображении и его физиологических основах........ 74
6.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.. 76
Глава 7. Мышление.............................................................................. 81
7.1. Понятие о мышлении.................................................................. 81
7.2. Виды мышления.......................................................................... 83
7.3. Формы мышления....................................................................... 85
7.4. Операции мышления.................................................................. 88
7.5. Индивидуальные особенности мышления................................. 90
7.6. Интеллект.................................................................................... 91
7.7. Творчество. Творческое мышление........................................... 93
Глава 8. Речь.......................................................................................... 97
8.1. Речь и язык.................................................................................. 97
8.2. Функции речи.............................................................................. 98
8.3. Виды речевой деятельности....................................................... 100
8.4. Воздействие речи. Речь как психологическая характеристика
личности....................................................................................... 102
Раздел II. Психология личности........................................ 105
Глава 9. Личность.................................................................................. 105
9.1. Научное понимание личности.................................................... 105
9.2. История исследований личности ............................................... 106
9.3. Теории личности......................................................................... 110
Глава 10. Способности.......................................................................... 117
10.1. Понятие о способностях........................................................... 117
10.2. Виды способностей................................................................... 118
10.3. Развитие способностей.............................................................. 120
10.4. Учёт способностей в профориентационной работе................. 122
Глава 11. Темперамент......................................................................... 125
11.1. Понятие о темпераменте........................................................... 125
11.2. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. 128
11.3. Учёт темперамента в трудовой деятельности.......................... 130
Глава 12. Характер.............................................................................. 133
12.1. Характер и его структура......................................................... 133
12.2. Типология характеров.............................................................. 138
12.3. Формирование характера......................................................... 140
Глава 13. Эмоциональная и волевая сферы личности..................... 142
13.1. Эмоции и их роль в жизни человека. Виды эмоций................ 142
13.2. Эмоциональные состояния....................................................... 145
13.3. Теории эмоций.......................................................................... 149
13.4. Эмоции и личность................................................................... 151
13.5. Психическая регуляция поведения и деятельности................. 153
Раздел III. Психология человеческих
взаимоотношений............................................... 156
Глава 14. Общение................................................................................. 156
14.1. Понятие, содержание и цель общения..................................... 156
14.2. Виды общения........................................................................... 159
14.3. Общение как обмен информацией............................................ 163
14.4. Общение как взаимодействие................................................... 165
14.5. Общение как восприятие людьми друг друга......................... 165
Глава 15. Психология малых групп и коллективов........................ 169
15.1. Понятие малой группы и коллектива....................................... 169
15.2. Феноменология малых групп................................................... 173
15.3. Управление в малой группе..................................................... 174
Раздел IV. Основы педагогики............................................. 177
Глава 16. Предмет и основные этапы развития педагогики........... 177
16.1. Предмет педагогики................................................................. 177
16.2. Система педагогических наук.................................................. 178
16.3. Методы педагогического исследования.................................. 181
16.4. История развития педагогики.................................................. 184
Глава 17. Образование.......................................................................... 193
17.1. Сущность образования как педагогической категории.......... 193
17.2. Образовательная система России и её управление.................. 196
17.3. Современные тенденции развития образования..................... 199
Глава 18. Педагогический процесс...................................................... 202
18.1. Сущность педагогического процесса....................................... 202
18.2. Закономерности педагогического процесса............................ 204
18.3. Этапы педагогического процесса............................................. 205
Глава 19. Процесс обучения................................................................. 207
19.1. Сущность и принципы процесса обучения.............................. 207
19.2. Содержание и цели учебного процесса................................... 212
19.3. Формы организации учебной деятельности............................ 215
19.4. Методы обучения...................................................................... 218
Глава 20. Воспитательный процесс..................................................... 224
20.1. Сущность, виды и принципы процесса воспитания................ 224
20.2. Методы воспитания и их классификация................................. 231
20.3. Средства и формы воспитания................................................. 235
20.4. Цели воспитания....................................................................... 237
20.5. Семья как субъект педагогического взаимодействия.............. 241
Тесты для самоконтроля......................................................................... 246
Ключи к тестам........................................................................................ 283
Заключение.............................................................................................. 285
Библиографический список.................................................................... 286
Словарь основных понятий по психологии и педагогике..................... 289
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для успешной деятельности в области сервиса специалист должен обладать серьезной психолого-педагогической подготовкой. Поэтому выпускники высших учебных заведений должны получить глубокие и прочные знания в области психологии и педагогики, владеть психолого-педагогическими технологиями для выполнения профессиональных задач.
Оптимальная организация профессиональной деятельности невозможна без учета индивидуальных особенностей человека, психологии коллектива, знания и эффективного использования методов и приемов психолого-педагогического воздействия. Учебный курс «Психология и педагогика» играет важную роль в формировании у студентов необходимых профессиональных качеств.
Автор пособия стремился не только изложить определенную систему знаний в области педагогики и психологии, но и побудить студентов к активной, творческой деятельности.
В учебном пособии освещены четыре блока проблем: психология познавательных процессов, психология личности, психология человеческих взаимоотношений, основы педагогики.
Автор надеется, что изучение учебного материала будет способствовать повышению уровня культуры будущих специалистов, их личностному росту и, следовательно, созданию предпосылок для успешной деятельности в социальной сфере.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений очной и заочной форм обучения, специализирующихся в области сервиса.
Раздел I