Тема: Проблема целей воспитания в педагогике
1.Понятие о целях воспитания и их значение для педагогической теории и практики.
Важной проблемой педагогики является определение целей воспитания. Воспитание всегда целенаправленно, от мельчайших воздействий до государственных программ.
Цель - то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть педагоги в процессе воспитательной работы.
Крупнейший невролог и психолог В.М.Бехтерев (1857-1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспитания - это непосредственное и важное дело педагогической науки.
Обстоятельное знание целей воспитания оказывает непосредственное влияние на разработку педагогической теории, предопределяет трактовку сущности воспитания.
Наример, с давних времен в педагогике разрабатывались два подхода к осуществлению воспитания.
Один из этих подходов преследовал цель сформировать послушную, безропотную личность, и воспитание сводилось главным образом к понуждению детей к определенным формам поведения, к различным мерам внешнего воздействия, вплоть до физических наказаний. Подобное воспитание теоретически полагало, что дети от природы якобы обладают необузданностью, которую необходимо подавлять силой авторитета педагога, различными запретами и ограничениями. Такое воспитание стали называть авторитарным.
Другие же педагоги считали, что целью воспитания должно быть формирование свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности. Исходя из этого, они разрабатывали гуманистические идеи воспитания, выступали за уважительное отношение к детям, за создание новой педагогики, проникнутой верой в интеллектуальное и морально-эстетическое совершенствование личности.
Цели, которые ставились и ставятся перед воспитанием, не могут не влиять на разработку теоретических подходов к определению его содержания и методики.
Не меньшее значение целевая направленность воспитания имеет для практической работы учителя, воспитателя.
Между воспитательными целями существует широкий диапазон различий: от незначительных изменений отдельных качеств человека до значительных изменений личности. В соответствии с этим определяются частные и глобальные цели.
Выделяют также общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели соответствуют качествам, которые должны быть сформированы у всех членов общества. Индивидуальная цель предполагает воспитание отдельного человека.
При своей практической реализации цель выступает как система задач. Цель – целое, система; задача – часть, компонент системы. Задач, определённых целью, может быть много, и они могут видоизменяться у различных педагогов.
Среди задач, определённых целью, могут выделяться ведущие воспитательные задачи.
На определение целей воспитания влияют следующие факторы:
идеология, поли тика государства;
культура, сложившаяся в обществе;
опыт воспитания;
психическое, эмоциональное и физическое развитие людей;
позиция государственных деятелей, воспитателей и др.
2.Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания и зарождение идеи всестороннего развития личности.
Цели и характер воспитания обусловлены социально-экономическим развитием общества. Разделение труда и как следствие этого возникновение имущественного расслоения общества привели к тому, что у различных классов начало складываться различное отношение к физическому труду.
Аристократическая прослойка общества, обладавшая политической властью и экономическим могуществом, чуждалась физической работы и целиком посвящала себя духовной жизни. Уделом же большинства населения был физический труд.
Так возникла противоположность между людьми умственного и физического труда. Этот процесс с течением времени углублялся и расширялся. От производительного труда отрывались люди, работавшие в сфере управления, правосудия, находившиеся на военной службе и т.д.
Все это, так или иначе, отражалось на воспитании. Оно, соответственно поставленным целям, стало характеризоваться дуализмом (двойственностью) и односторонностью.
Сущность дуализма заключалась в том, что имущие и неимущие классы получали совершенно разное воспитание, причем как для тех, так и для других оно было односторонним.
Представители аристократической верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, оторванное от физического труда.
Воспитание низших сословий и классов ограничивалось главным образом подготовкой к физическому труду и фактически не связывалось с умственным и эстетическим воспитанием.
Однако в этом факте не следует усматривать лишь одну негативную сторону. Освобождение части людей от изнурительного и малопроизводительного физического труда давало им возможность заниматься искусством, наукой и гимнастическими упражнениями.
Именно рабство явилось основой для расцвета античной науки и культуры. Поэтому не случайным является то, что многие научные идеи, различные виды и жанры литературы и искусства, а также физическая культура ведут свое происхождение из Древней Греции. В античной Греции зародилась и формула "калокагатия" или "калокагатхия" (от греч. kalds - прекрасный, agathos - добрый), которая положила начало разработке в педагогике идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности.
Однако длительное время эта идея носила ограниченный характер. Она включала в себя главным образом интеллектуальное развитие человека и развитие культуры тела.
Осуществлялась она только по отношению к детям состоятельной прослойки общества. «Прославленный древнегреческий идеал гармонической личности,- отмечал философ В.П.Тугаринов,- не требует ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявляет большие требования к эстетическому и физическому совершенству» (Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. - С.109).
В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в этот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Даже лучшие представители эпохи Возрождения не преодолели исторической ограниченности в подходе к этой идее. Они не связывали её с устранением порабощающего разделения труда, не могли подняться до понимания необходимости воссоединения умственного и физического труда как основы полноценного развития личности человека, принадлежащего к любому классу. В обществе для этого не было объективных условий. Противопоставление умственного и физического труда, а также низкий уровень общественного производства не только не требовали всестороннего развития личности, но и обусловливали односторонность воспитания. Исключение в этом смысле составляли лишь Томас Мор и Томмазо Кампанелла, которые, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности. Причем они связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.
В дальнейшем эту идею выдвигали французские просветители XVIII века - Гельвеции, Дидро, Руссо и др. Но и они мыслили ее только как умственное и нравственное развитие человека, принадлежащего к имущему классу, и не связывали данную идею с производительным трудом. Для этого еще не было необходимых социально-экономических предпосылок.
Таким образом, в течение длительного времени идея всестороннего развития личности носила по существу характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснована.
3.Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок всестороннего и гармоничного развития личности.
Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего развитияия личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве.
Уже мануфактура, то есть ручное ремесленное производство, предшествовавшее машинному, характеризовалась тем, что каждый из ремесленников выполнял лишь часть работы по изготовлению той или иной вещи.
Машинная техника до крайних пределов доводит дифференциацию (разделение) производственной деятельности рабочих. Работники физического и умственного труда распределяются по многочисленным самостоятельным отраслям производства. Расширяется узкая специализация, при которой рабочий с помощью машины выполняет только одну технологическую операцию. Это приводит к тому, что трудовая деятельность сводится к повторению одних и тех же физических движений, которые выполняются месяцами и годами.
Естественно, что в таком случае у человека развиваются только отдельные органы и системы, другие же физические и духовные функции и свойства угасают.
До какой степени машинное производство калечило личность, ярко показано в кинокартине Ч.Чаплина «Новые времена». В этом фильме изображен рабочий, который многие годы работает у конвейера и занят только одной операцией - завинчиванием гайки. Это приводит к тому, что и в обычной жизненной обстановке он все время импульсивно воспроизводит действия, имитирующие завинчивание гаек... У другого же рабочего труд сводится только к нажатию на кнопку... Он настолько «привыкает»к этой операции, что и в житейском поведении его руки самопроизвольно воспроизводят движения, связанные с надавливанием на кнопку. Так, беседуя с кем-либо из своих товарищей, он то и дело норовит нажать на пуговицы его пиджака, на нос собеседника и т.д. и производит впечатление человека с психической травмой.
Английский владелец бумагопрядильной фабрики Роберт Оуэн (1771-1858) полагал, что должно быть одновременное развитие интеллектуальных и физических сил личности, ее нравственное и эстетическое формирование. По его мнению, достичь этого можно путем объединения обучения и воспитания с производительным трудом. Эту идею он решил осуществить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Но не все удалось в этих опытах. Однако сам подход к всестороннему развитию личности на основе соединения обучения с производительным трудом был по существу верным, и идея о необходимости всестороннего развития личности позже получила свое научное обоснование.
Технический базис крупной промышленности постоянно совершенствовался, время от времени эти усовершенствования носили характер настоящих промышленных переворотов.
Это обусловило то, что к подготовке рабочих и инженерно-технических работников предъявлялись все более высокие требования. Таким образом, сама природа крупной промышленности обусловила необходимость перемены труда, требующей всестороннего развития не отдельных личностей, а всей массы людей, участвующих в общественном производстве.
При этом в преобразующей мир человеческой деятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосозидание. Задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развивать свои способности и творческие задатки.
Таким образом, и объективные потребности машинного производства, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всестороннего развития. Поэтому современная школа как у нас, так и за рубежом, так или иначе, решает задачу всестороннего развития своих питомцев.
4.Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания.
Развитие современного общества характеризуется всё более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышением его технического уровня. Следовательно, предъявляются более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставятся в связи с развертыванием компьютерной революции, информационных технологий. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Данная цель формулируется следующим образом: