Система определения жизнеустройства
Социальные приюты для детей и подростков – специализированные детские заведения стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально – реабилитационного центра, призванное оказывать социальную, правовую, медико – психолого – педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству. Приюты создают государственными органами, общественными организациями, их учредителями могут быть и частные лица.
Центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальные центры для временного содержания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет и оказание содействия в их дальнейшей социальной жизни и передаче на воспитание в семьи граждан.
Дом ребенка – в этом учреждении проживают дети от рождения до 3 лет.
По достижении возраста 3 лет дети – сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.
Детский дом – государственное интернатное воспитательное учрежденние для детей – сирот в возрасте от 3 до 18 лет, некоторые такие учреждения преобразованы в школы – интернаты.
Школа – интернат – учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Определение ребенка с 7 до 18 лет в школу – интернат происходит на основании решения органов опеки, по желанию родителей или лиц их заменяющих.
Детский дом семейного типа (семейный детский дом) – семья, взявшая на попечение одного или несколько детей – сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются не несколько лет по договору – контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др.
Основными задачами детского дома семейного типа являются – создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, а с 10 – летнего возраста, только с их согласия.
Усыновление - юридический акт, в силу которого между ребенком и человеком (или супружеской парой) устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми.
Опека - форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (в том числе и детей до 14 лет, оставшихся без попечения родителей).
Попечительство - одна из социально-правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет при отсутствии у них родителей, при лишении родительских прав, над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут сами защищать свои интересы и права.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругам или отдельным гражданам) на срок, установленный договором.
43. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В УЧРЕЖД.ИСПРАВЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.
Пенитенциарный – относ-ся к наказанию,преимущественно уголовному. В сфере деятельности социального педагога различают такую специализацию, как СП – исправительного учреждения.
Частным случаем в деятельности СП является работа с осужденными детьми и подростками в исправительном учреждении.
Подход к преступности как к социально – негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы, которая включает развитие системы профилактики преступного поведения и системы наказания за противоправное поведение (пенитенциарной системы).
Профилактическая деятельность распространяется, прежде всего, на подростков, совершивших преступление или правонарушение. Работу с осужденными необх начинать с профилак.меропри-й,осуществл-х непосред.с момента применения к подозрев-му обвинения,подсудимому в качестве меры принуждения закл-я под стражу.Профил.д-ть распрост на подростков,совершив преступл. Ювенальная юстиция-система правов норм и институтов,обеспеч-х защиту прав и интересов н/л, где реб-к выступает в качестве субъекта права. Исправит учреждениями явл. исправ.колонии, воспит.колонии, тюрьмы,лечеб.исправит.учреждения.Н/л отбыв. Наказание в восп.колониях до достиж.ими возраста 21 г.
Глав.цель-исправл.людей,соверш-х прест-е,Осущест-ся отраслью соц.пед,занимающ.пробл.воспит-я осужденных в местах лишения свободы.Иправление – формиров.у осужденного уважит.отнош-я к чел-ку,обществу,труду,нормам,правилам,трад-ям чел.общеж-я,стимулир-е правопослуш.поведения. Явл-ся важн.соц-пед категорией. Важна концентрация усилий,оптимизация д-ти субъектов восп.работы=>необх.разработка соц-пед.технологий.Становл.и развит пед.деят-ти в исправит.учрежд-ях обуслов.обществ потребн-ю. Технологич.цепочка исправления должна замыкаться на правопослуш.повед-е
Осн.звенья сост-т из процесса воспит-я правопослуш.повед-я.Составляющие звенья технологич.цепи-ср-ва восп.процесса(метер.объекты,предназ.для процесса восп-я)Воспит.работа с осужд-ми к лишен.свободы – дейст-я админ-и исправ.учр-я,образов,культ,иных орг-й,формир-е правопросл.повед.осужденных на основе соц-пед системы,обеспеч-ей исправл-е нравст,трудов,правовым и иныминаправл-ми,повышением культ.и образ.уровня.Конкрет.содержан.определ-ся только практич.деят-ю.Стимулирующие соц-пед технологии – стимул-е исходя из осозн-х потреб-й осужденных (учет мотивации, желаний,стремлений) + создан.возможн-й для реализ.потреб.и желаний осужд-х (облегченные усл-я содерж-я,досрочн. освобожд)
МУ Центр защиты пав несовершеннолетн. «ДУША» Основные направления деятельности:
• осуществление программ помощи несовершеннолетним, имеющим опыт употребления психо-активных веществ;
• формирование здорового образа жизни.
22. Основные направления соц. политики современной России
Характеристика современной социально-педагогической ситуации в России: основные проблемы.
В 90-е годы в России возникают новые соц-экон, полит. и социокультурные условия: - плюрализм и демократизация, -углубление соц. и экон. различий (появляются богатые люди, но подавляющее число населения имеет доходы ниже прожиточного минимума), -переосмысление прав, обязанностей и смысла жизни человека, -акцент на потребностях и интересах семьи и индивида.
В совр. России:
1) Ведется разработка новых социально-идеологических ориентиров, в соотв-вии с которыми создается новая система обучения и воспитания, культурно-просветит. деятельности в стране.
2) Усиливается роль соц. факторов в жизни общества и людей, но увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в соц. защите, в оказании соц-пед. помощи.
3) Изм-ся духовно-религ. ситуация: возрастает число верующих, однако исчезло понимание роли религии и церкви в обществе. Традиц. церкви теряют своих последователей, возникают религиозные течения иного типа («Свидетели Иеговы»).
4) Семья как соц. институт переживает глубокий кризис: - развиваются процессы распада семьи (в 2004 году Россия вышла на 1место в мире по числу разводов - 57% семей распадаются, около 50% - в первые 3 года), - растет число незарегистрированных браков, - в большинстве семей рождается по 1-2 ребенка, что ведет к сокращению численности населения, - во многих семьях происходит смена гендерных ролей (мужчины теряют позиции главы семьи), -семьи зачастую не справляются со своими основными функциями (воспитание осуществляется не более чем в 60% семей, теряются традиции семейного проведения досуга и т.д), -растет число неблагополучных семей (основными причинами неблагополучия семей является низкая педагогическая культура родителей, пьянство, применение насилия (более 2000 детей в год погибают от семейного насилия, около 50000 детей убегают по этой причине из дома, а более 60000 родителей лишают родительских прав), -растет число сирот при живых родителях (86% детей, находящихся в детских домах – соц.сироты).
5) Последние 10-летия характеризуютсяся стабильным ухудшением состояния здоровья детей и подростков. К моменту окончания средней школы только 14% детей можно считать абсолютно здоровыми, 45% - имеют хронические заболевания. У 21% школьников наблюдается отставание биологического развития от паспортного возраста. За последние 10 лет наблюдается увеличение числа нарушений психич. здоровья на 20%, растет число самоубийств среди подростков. До 40% выпускников имеют ограничения в выборе профессии. Растет и соц. патология - отмечается рост алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, причем возраст постоянно снижается.
К объектам соц защиты относят след.категории граждан: работн.бюджетн.отраслей, пенсионеры, Семьи имеющие детей, детей-сирот,беременные,инвалиды, безработные, беженци.
По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:
1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.
Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми, показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
- Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
- Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
- Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое).
- Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.
В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:
Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержкой семей с детьми и другое.
Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.
Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.
Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальной и психологической реабилитации и адаптации населения), содействие самореализации и самообеспечению, профессиональный ориентации и т.д.
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети - инвалиды», «Дети - сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
· Основной государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равные с другими гражданами возможностей реализации гражданский, экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства – организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и тому подобной); социально-консультативная помощь.
· Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают: КРФ; ТКРФ; ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» ФЗ«О занятости населения в Российской Федерации»
· Основные цели государственной политики в сфере образования заключаются в следующем: поднять общекультурный уровень общества, обеспечить экономику и социальную сферу специалистами и удовлетворить образовательные потребности граждан. Издан ряд положений и постановлений,напр. «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях профес-технич.образов», Общеобразовательн.учреждениях»
· ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в котором содержатся основные понятия, система социальных служб, принципы и гос.стандарты социального обслуживания.
3.
Воспитательная организация- это специально создаваемые государственные и негосударственные организации основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
Воспит.организации классифицируются по различным основаниям:
-по юридическому статусу: государственные, негосуд., муниципальные.
-по ведомственной принадлежности
- по степени открытости: закрытые (интернат), и открытые.
Функции:
-приобщение человека к культуре общества
- создание условий для индивидуального развития личности человека
- автономизация подросткового поколения от взрослых
- дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами.
Основные концепции.
Название концепции, автор | Понятие «воспитание» | цель | принципы | Содержание воспитания |
Имплицитная теория, Кон И.С., Мид М. | Процесс формирования личности ребенка в соответствии с особенностями национальной культуры и окружающей среды. | Разностороннее гармоничное развитие личности | Культурособразности, Природосообразности, Гуманистической направленности | Организация процесса воспитания на основе творчества, традиций, национ.культуры, мировоззрения присущей той или иной национальности |
Системное построение процесса воспитания Караковский Новикова Селиванова | Целенаправленное управление процессом развития личности | гармоничное развитие личности с учетом возможностей конкретного коллектива | Гуманистической направленности, пр.развития личности в коллективе, пр. диалогичности | Общечеловеческие ценности: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир. |
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка Рожков Байбородова | Компонент социализации, который предполагает целенаправленное действия по созданию условий для развития личности человека | 2 группы целей: идеальные и реальные | Гуманистической направленности, индивидуализация воспитания, соц. адекватность воспитания, соц.закаливание ребенка , создание воспит.среды | Развитие таких сфер личности как интеллект., мотивац., эмоц., волевой, саморегуляция, предметно-практической, экзистенциальной |
Формирование образа жизни, достойной человека Щуркова | Целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождения ребенка к культуре современного общества | Личность способная строить свою жизнь достойную человека | Пр. субъектности, пр. ориентации на социально-ценностное отношение | Духовное, ориентированное на свободный выбор собственного развития |
Самовоспитание школьников Селевко | Самовоспитание – процесс осознанного управляемого самой личностью развития, кот. в ее интересах формируются и развиваются качества и способности | Воспитать активного, самостоятельного, инициативного гражданина | Пр. незавершимости, Гуманности, учет индивидуальных особенностей | ЗУН позволяющие ребенку вести работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации, кот. приобретаются в учебной деятельности |
?4???
Социальное воспитание – это процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемой в специально созданных воспитательных организациях, кот. помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, ценности, образцы поведения, отношения, позитивно-ценные для общества в котором он живет (Мудрик).
Мудрик отмечает, что СВ. протекает в 3 взаимосвязанных, в то же время абсолютно самостоятельных процессах: организация социального опыта (деятельность, общение, стиль общения), образование ( ЗУН, передача опыта, воспитание, ценности, самообразование) и индивидуальная помощь (каждому ребенку).
Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания.
В русле социальной педагогики принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Принцип природосооброзности воспитания сформулировал в XVII вв. Ян Амос Коменский, и он получил широкое признание в педагогике XVIII-XIX веков.
Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).
В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям.
В современных обществах (модернизированных и модернизирующихся) вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.
Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.
Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
В современной трактовке принцип центрации социального воспитания на развитие личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.
Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.
Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни.
В социальной педагогике принцип дополнительности, его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов - природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты его социализации.