Этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирование навыка)
Формирование двигательного навыка сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизацией энергетических трат как за счет совершенствования координации работы мышц, так и за счет увеличения доли участия так называемых пассивных сил (инерции, тяжести, гидро- и аэродинамических, эффектов сохранения количества движения и т. п.) в осуществлении двигательного действия. Это создает предпосылки для увеличения скорости действия и его свободы
Вопрос 20
Стойки и перемещения
Различают 3 стойки: среднюю, она же основная, высокую и низкую.
Техника
Средняя (основная) стойка: а)ноги на ширине плеч или одна несколько впереди, согнутые в коленях в пределах 130 градусов; б) туловище немного наклонено вперед; в) руки согнуты на уровне пояса, кисти раскрыты, не напряжены и повернуты друг к другу; г) масса тела равномерно распределена по всей площади опоры, на передней части стопы.
Высокая и низкая стойки отличаются от средней сгибанием ног и наклоном туловища. Высокая – угол сгибания ног – 145 градусов, наклон туловища незначительный или вертикальное положение. Низкая – угол наклона 115 градусов, наклон более низкий, чем в средней стойке.
Типичные ошибки: а) ноги вместе; б) большой наклон туловища вперед; в) вертикальное иди отклоненное положение туловища; г) высокое или низкое положение рук; д) напряженное положение туловища; е) неправильный угол сгибания ног ж) прямые, глубокий присед.
Перемещения
Ходьба - начинается с переноса веса тела на переднюю часть стопы выполняется мягкими, пружинистыми шагами;
Приставные шаги - начинают с ноги, ближней к направлению движения;
Бег - обычный и с ускорением, выполняется мягко, без колебаний О.Ц.Т., за счет неполного выпрямления ног;
Прыжок - выполняется с места или с разбега, толчком одной или двумя ногами (описание техники выполнения в последующих разделах);
Двойной шаг и скачок - перенося нес тела на впередистоящую ногу, делаем шаг вперед сзадистоящей ногой, затем подставляем вторую, принимаем необходимую стойку. Скачок выполняется быстрее, резче, шире, чем двойной шаг;
Выпады - вперед и в стороны, перенося вес тела на ногу, выполняющую выпад.
Ошибки
перемещение на прямых ногах;
2) неправильное сочетание перемещений с принятием стоек.
Вопрос 21
1.
развитие быстроты и координации в баскетболе
быстрота:
1риседания, выпрыгивания со штангой на одной или двух ногах с весами, упомянутыми выше.
2. Быстрые шаги вперед, назад, влево, вправо с отягощением 25-30 кг-от 30 с до 1 мин (по 2-3 шага).
3. Быстрые шаги без отягощения вперед, назад, влево, вправо с касанием земли рукой при каждой смене направления - 1 мин (по 2-3 шага).
4. Те же шаги с касанием земли одной рукой и ведением мяча другой.
5. Высокие старты на дистанцию 5-10 м по сигналу на время - в парах, тройках игроков, подобранных по весу, росту, скорости. Выполняются лицом вперед, затем спиной вперед.
6. Низкие старты на дистанцию 5-10 м. Выполняются так же, как в упр. 5, но с ведением мяча.
7. Ведение одного-двух мячей.
8 Передачи двух-трех мячей у стены на время - 30-40 с.
8 Отбивание или ловля двух-трех теннисных мячей, стоя спиной к стене на расстоянии 2-3 м.
Координациячом:
овысит её координационные способности, которые ей очень нужны.
2) прыжки через гимнастическую скамейку с подбрасыванием и ловлей мяча, с ведением мяча правой и левой рукой;
3) броски мяча: подбросить вверх, сесть на площадку, встать и поймать мяч; то же, но повернуться на 180-360° и поймать мяч; то же, но сесть и поймать мяч сидя, из седа опять подбросить его вверх и поймать уже стоя;
4) пробегание под подброшенным невысоко вверх мячом и ловля с поворотом к мячу;
5) ловля или «увертывание» от мячей при передвижении; прыжки через вертящуюся скакалку с ловлей и передачей мяча партнеру;
6) прыжки вверх за мячом и «увертывание» или отбивание второго мяча при приземлении;
из положения лежа на спине мяч за головой подбросить мяч вверх перед собой и поймать сидя.
Совершенствование техники перемещения в защите
С первых же занятий надо добиваться правильной стойки баскетболиста, мягкости и непринужденности в работе ног. Правильная стойка баскетболиста позволяет выполнять тобой прием быстро и свободно.
При изучении бега необходимо перемещаться не только по прямой, но и по дугам с разнообразными изменениями направления, скорости бега на отдельных отрезках перемещения. Особого внимания требует изучение перемещения приставными шагами; в этом случае нельзя допускать подпрыгивания и скрещивания ног.
Обучая баскетболиста прыжкам, следует научить его правильному отталкиванию в нужных направлениях, высокому взлету, координации движений в безопорном положении, правильному приземлению.
Обучение остановкам начинается с остановки двойным шагом, а затем прыжком. Основное внимание обращается на правильный ритм в работе ног.
Обучение поворотам начинается с выполнения вышагиваний поворотов на месте, причем сначала выполняются повороты плечом вперед, затем плечом назад, а затем в движении.
Защитник для перемещений пользуется всеми вышеуказанными способами. Однако чаще всего он перемещается приставными шагами (в защитной стойке) и спиной вперед. Стойка защитника характеризуется более широкой постановкой ног. Различают две стойки защитника: параллельное расположение стоп и одна нога выставлена вперед.
Билет№8
22 Эта система заключается в том, что каждый игрок охраняет определенное место (зону) площадки, на протяжении всей игры держа любого из противников, находящегося в его зоне. под щитом всегда находится определенная пара игроков. Чтобы обеспечить надежную защиту и овладение мячом при отражении его от щита, желательно сзади располагать игроков высокого роста.
Расстановка игроков при зонной защите может быть различной и зависит от игры противника.
Билет№9
25 Играя прессингом, мы стремимся отобрать мяч у соперника - вынуждаем его делать навесные, неточные передачи, которые легко перехватываются. Часто соперники передней линии прессинга, пропустив соперников, не преследуют их, а наблюдают за развитием дальнейших событий - это грубая ошибка. Необходимо преследовать игрока с мячом, стараясь сзади выбить у него мяч, наступая ему на пятки. Тем самым вы заставляете соперника спешить, волноваться, ошибаться.
26 Зонный прессинг использует основные принципы зонной системы защиты, распространяя их на всю площадку, три четверти или половину площадки, с целью вывести из равновесия противника и разрушить его нападение.
27- 55 страница методички розовой
Билет№10
29 вопрос енировочная нагрузка - составная часть (компонент) тренировки, отражает количественную меру воздействий на спортсменов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки определяется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, сложность). Выражается в академических часах.Объем - количественная сторона нагрузки, выполненная за определенный период. В уроке могут определяться отрезки дистанции, намеченные для прохождения, продолжительность выполнения упражнения, количество элементов (или подходов), а также суммарный вес отягощения (сумма подъема того или иного веса).Интенсивность работы - это напряженность усилий за определенный период, их концентрация. Интенсивность может регулироваться за счет изменения времени и условий выполнения упражнений: скорости, темпа, ритма движения, а также сопряженного выполнения упражнения (с использованием отягощений или мощности двигательных актов - скорости и силы).Непрерывная и интервальная нагрузка. Стандартная и переменная. Способы регулирования нагрузки: Контроль ЧСС.
30 вопрос Техника владения мячом
приемы техники: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в кольцо. Ловля - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.
При ловле мяча в движении с намерением тут же выполнить передачу или бросок в корзину применяют так называемую двухшаж-ную технику. Если игрок хочет сразу после ловли на бегу сделать
передачу или бросок (предположим, правой рукой), то он должен поймать мяч, слегка напры-гивая на него, в тот момент, когда уже выполнен толчок левой ногой, а правая вынесена вперед. Затем следует толчок правой ногой (первый шаг), толчок левой ногой (второй шаг) и передача или бросок мяча рукой в прыжке. Если же игрок сразу же после ловли в движении собирается
выполнить остановку двумя шагами так, чтобы осевой осталась левая нога, он должен стараться поймать мяч в тот момент, когда уже выполнен толчок правой ногой, а левая вынесена вперед. Затем следует первый тормозящий шаг левой ногой, второй стопорящий шаг правой и остановка, дающая возможность выполнять повороты на левой, осевой ноге.
Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в то же время надежным способом считается ловля мяча двумя руками.
Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уровне труди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, напряженными пальцами и кистями, образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча.
Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями). Сближая кисти, руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.
Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.
Для того чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой, нужно выпрыгнуть и руки с разведенными кистями резко вынести вверх (расстояние между большими пальцами не должно превышать нескольких сантиметров, остальные пальцы свободно разведены). В момент, когда мяч коснется пальцев, кисти сближают, поворачивают внутрь и крепко обхватывают ими мяч, а руки, сгибая в локтевых суставах, опускают и притягивают мяч к туловищу. При ловле низко летящего мяча руки опускают, кисти и пальцы образуют как бы раскрытую чашу (расстояние между мизинцами обеих рук не должно превышать несколько сантиметров).
При борьбе за мяч, опускающийся на площадку, не следует ждать, пока он отскочит на удобную для ловли высоту. Нужно Двигаться навстречу, ловить его в начальный момент отскока. Игрок делает выпад к мячу, быстро наклоняет туловище вперед, руки опускает вперед вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон, но не сверху. Захватив мяч, он сразу же выпрямляется и подтягивает его к себе.
Ловля мяча одной рукой. Когда обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить его одной рукой.
Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не напряжены).
Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно отвести назад-вниз, как бы продолжая этим движением полет мяча (амортизационное движение). Этому движению помогает небольшой поворот туловища в сторону ловящей руки.
Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немедленно действовать дальше.
Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим прогибанием туловища, быстрым снижением мяча, поддержкой другой рукой и подтягиванием к туловищу. Поймав мяч, игрок немедленно принимает положение равновесия, раздвинутыми локтями предохраняя от попыток соперника выбить мяч из рук.
Ошибки: мяч принимается ладонями, а не кончиками пальцев; не выполнены или несвоевременно начаты амортизирующие движения руками; амортизирующие движения выполнены одними руками без участия ног; неустойчивое положение в конце ловли.
Билет№11
31 вопрос.
Блокирование - прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. Это самый эффективный прием защиты и один из самых сложных приемов игры. Овладение мастерством блокирования способно активно влиять на выигрыш очка.
Блокирование может выполняться одним игроком - одиночное а) или двумя-тремя - групповое б) с места и после передвижения. Игрок располагается в непосредственной близости от сетки, руки на уровне плеч, стопы параллельны. Передвижение вдоль сетки осуществляется приставными шагами, скрестным шагом, бегом или скачком в зависимости от расстояния к месту прыжка. Независимо от способа передвижения необходимо его закончить наскоком, аналогично прыжку при атакующем ударе. Игрок выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает их над сеткой. Кисти рук оптимально напряжены (пальцы расставлены) и по достижении верхнего края сетки начинают движение вверх-вперед через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближают к нему и активно сгибают в луче-запястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и направить мяч вперед-вниз на площадку соперника. Для предохранения лица следует кисти не разводить широко или одной рукой закрывать лицо.
При блокировании атакующих ударов на краях сетки и при попытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.
32 вопрос Общая и моторная плотность урока
Эффективность урока во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Определяется плотность урока в целом и по частям. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени урока рассчитываются процентные величины.
Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.
Общая плотность урока должна приближаться к 100% в зависимости от типов урока. На снижение общей плотности урока влияют следующие причины:
1) неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);
неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;
излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
неудовлетворительная дисциплина учащихся, что приводит к нерациональным затратам времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.
Моторная плотность урока — это отношение времени, затраченного учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности урока.
Для расчета моторной плотности необходимо прохронометрировать время выполнения учениками физических упражнений (t), умножить на 100% и разделить на общее время занятий урока (t общ).
Общая плотность урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока В. Ф. Новосельский [27, с. 232] предлагает включать следующие педагогически целесообразные мероприятия:
1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;
2) сообщение и закрепление теоретических сведений;
3) проведение общеразвивающих упражнений;
4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;
5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;
6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;
7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;
8) мотивацию учащихся;
9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;
10) педагогический контроль;
11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;
12) воспитательную работу на уроке.
Для определения общей плотности урока или его частей хронометрируются и суммируются показатели времени, затраченного на все виды педагогически оправданных работ на уроке. Это время умножается на100% и делится на общее время урока.
Моторная плотность урока в процессе постоянно меняется и зависит от различия применяемых упражнений, места их использования и методов применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока. При совершенствовании техники физических упражнений и развитии физических качеств плотность урока может достигать 70-80%, а при изучении новых двигательных действий моторная плотность может составлять 50%.
Это короче конспект занятия по баскетболу, я так думаю, нормального ничего не могу найти
Структура урока
Урок условно разделяется на четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную. Каждая часть урока, несмотря на их органическую связь, имеет свои особые задачи.
Воспитательные задачи разрешаются уроком в целом, хотя преподаватель и акцентирует свое внимание в разных частях урока на развитие определенных моральных и волевых качеств.
В вводной части урока педагог ставит следующие задачи: хорошо организовать группу, добиться активного и устойчивого внимания, вызвать положительные эмоции.
В первой части урока наиболее часто применяются: строевые и порядковые упражнения, ходьба с различными дополнительными движениями, медленный бег, так называемые упражнения на внимание. Этим упражнениям предшествует построение группы, рапорт старосты или дежурного, проверка присутствующих и сообщение педагогом основных задач данного урока.
В подготовительной части урока разрешается задача подготовки занимающихся"^ наиболее успешному решению задач основной части урока.
Содержание подготовительной части находится в прямой зависимости от содержания основной части урока. Упражнения, используемые в подготовительной части, должны всемерно способствовать наилучшему решению главных задач. Так, например, если одной из главных задач является обучение отдельным техническим приемам, то в подготовительную часть целесообразно включить специальные упражнения, которые облегчали бы занимающимся освоить эти технические приемы.
В подготовительной части урока используются как упражнения гимнастического характера, так и игровые.
В основной части урока разрешаются следующие главные задачи:
1. Обучение техническим приемам и совершенствование в них; закрепление технических приемов в различных условиях игры.
2. Повышение физической подготовленности — совершенствование быстроты, ловкости, выносливости, силы.
3. Обучение тактике и совершенствование в ней.
4. Воспитание волевых качеств.
Заключительной частью завершается урок.
Организованно закончить занятия, привести занимающихся в относительно спокойное состояние, подвести итоги — таковы задачи, стоящие перед педагогом в заключительной части урока.
Приведение занимающихся в относительно спокойное состояние достигается за счет постепенного снижения нагрузки. Постепенное снижение нагрузки и правильный подбор упражнений в заключительной части должны понизить степень возбуждения занимающихся и этим обеспечить нормальный переход к последующей деятельности. Если такой переход не будет обеспечен, то, например, после проведения урока по спортивным играм в школе занимающиеся на следующем уроке по одному из общеобразовательных предметов окажутся в чрезмерно возбужденном состоянии, из-за которого им трудно будет усваивать учебный материал.
Подведение итогов урока имеет большое значение. Оно обычно предусматривает указания педагога, касающиеся наиболее типичных ошибок, выявленных у занимающихся, и путей их устранения.
В заключительной части урока наиболее часто используются ходьба, медленный бег, упражнения с расслаблением и в некоторых случаях — игровые упражнения, не требующие большой интенсивности действия.
Количество времени, отведенное на каждую часть занятия по спортивному уроку, в процентном отношении примерно следующее: вводная часть — 3—5%, подготовительная — 10—15%, основная— 84—75% и заключительная—3—5%.
Несмотря на условное разделение урока на отдельные части, его всегда следует рассматривать как единый целостный педагогический процесс.
1. Содержание подготовительной части должно соответствовать основным задачам урока . 2. Последовательность заданий на уроке должна учитывать диалектику общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, а также феномен положительного «переноса».3. В среднем время, выделяемое на подготовительную часть, составляет 20-30% от общего времени урока.4. Как правило, подготовительная часть урока включает комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Систему его использования рекомендуется обосновывать с учетом следующих положений.1) Комплекс ОРУ является необходимым компонентов подготовительной части уроке физкультуры. Входящие в комплекс упражнения должны обеспечивать разносторонность развития физических качеств с одной стороны, а, с другой стороны, по своей структуре и со держанию должны отражать специфику основной части урока, в которой решаются главные задачи по обучению двигательным действиями развитии физических качеств.2) Количество упражнений в комплексе ОРУ - от 8 до 12.3) Упражнения должны записываться в соответствии с гимнастической терминологией.4) Из общего количества упражнений, входящих в комплекс ОРУ, следует дифференцировать упражнения на четыре группы, характеризующие регион воздействия: для верхних и нижних конечностей, для туловища и общего воздействия (включающие более одного региона воздействия).5) Упражнения по степени координационной сложности должны быть доступны занимающимся. Рекомендуется их ранжировать на относительно простые и сложные. Более простые располагаются в начале комплекса.6) Система комплекса подразумевает определенную логическую последовательность заменяемости упражнений ОРУ, то есть какие-то упражнения должны выводиться из него через определенное время (по мере их освоения и важности в решении задач урока), а какие-то - привноситься. С учетом степени их освоения в комплексе будут представлены упражнения трех категорий: а) новые; б) известные, но не закрепленные: в) хорошо закрепленные.Упрощенною систему такой заменяемости можно представить следующим образом.Разрабатывается 20 общеразвивающих упражнений. Затем они ранжируются по степени координационной сложности от относительно простых к более сложным.На первый урок подбираются упражнения: три - для верхних конечностей; два - для туловища; два - на нижние конечности; три - общего воздействия. Причем какие-то из этих упражнений использовались на предыдущих уроках.На второй урок вводится новое упражнение в какую-либо из четырех категорий упражнений по признаку «регион воздействия».Соответственно из этой же категории выводится хорошо освоенное упражнение, использование которого в дальнейшем нецелесообразно с точки зрения решения главных задач урока. И так далее для третьего, четвертого... уроков.Таким образом, все предварительно составленные упражнения будут задействованы с учетом их взаимозаменяемости.7) Ко всем упражнениям должна быть определена дозировка в тех единицах измерения, которые наиболее существенно отражают его характеристики. При этом от урока к уроку следует продумать систему увеличения нагрузки (в основном за счет увеличения количества повторений и темпа выполнения) с учетом степени освоенности упражнений и их воздействия на организм занимающихся.8) Если необходимо уточнить способы организации выполнения упражнений комплекса (поточно, раздельно, с музыкальным сопровождением и другие условия, повышающие эффективность управления деятельностью занимающихся при проведении комплекса общеразвивающих упражнений), то рекомендуется использовать графу «Методические приемы».
Требования к основной части урока
Подготовительная часть содержит средства для решения основных задач урока.Рабочий план прохождения учебного материала по физической культуре для учащихся 4-го класса (фрагмент первой четверти, раздел «Легкая атлетика»)
№ урока | Учебные задачи | Подготовительная часть урока | Основная часть урока | Примечания |
1 . Продолжать учить технике высокого старта и стартового ускорения в спринтерском беге. | 1 . Построение, рапорт, сообщение задач урока (2 мин.) | 1 . Высокий старт и стартовое ускорение (10 мин.): | 1 . Ходьба с дыхательными упражнениями (1 мин.) | |
а) ходьба в наклоне с переходом в ускорение; | ||||
б) выполнение команд: «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; | ||||
в) начало бега без сигнала при большом наклоне туловища; | ||||
г) начало бега по сигналу при большом наклоне туловища. | ||||
2. Продолжать учить технике перехода от разбега к броску в метании мяча на дальность. | 2. Разминочный бег (2 мин.) | 2. Разбег-бросок мяча на дальность (10мин.): | 2. СамоконтрольЧСС (1 мин.) | |
а) ходьба боком с имитацией скрестного шага и броска; | ||||
б) то же, но медленным бегом; | ||||
в) отведение, скрестный шаг и принятие положения перед финальным усилием. | ||||
3. Развивать скоростно-силовые способности и общую выносливость | З.ОРУ: | 3. Бег 1000 м равномерно, темп средний (7мин.) | 3. Подведение итогов урока (1 мин.) | |
а) в движении (6 мин.); | ||||
б) подвижная игра. «Цепочка» (5 мин.) |
2. Запись средств производится блочно в соответствии с задачами урока.
Порядок распределения блоков заданий и самих упражнений в блоках должен иметь определенную логическую последовательность, в основе которой лежит система их взаимовлияния с учетом положительного (отрицательного) «переносов», а также взаимосвязи «нагрузка - отдых»
Требования к заключительной части урока
1. Заключительная часть урока должна быть обязательно.
2. Время, отводимое на эту часть урока, составляет, как правило, 5- 10%.
3. Рекомендуется целенаправленно использовать упражнения на восстановление, дыхание, внимание, расслабление, а также подвижные игры.
4. Должна быть представлена информация об итогах проведенного урока.
5. По необходимости поясняется и конкретизируется домашнее задание.
33 вопрос
Техника овладения мячом и противодействия Вырывание мяча. Перехват мяча. Накрывание мяча при броске. Отбивание мяча при броске в прыжке. Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита.
Выбивание мяча. В настоящее время рациональность и эффективность приемов выбивания мяча значительно выросли в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении этих приемов контакт руки защитника одновременно с мячом - с рукой нападающего.
Выбивание мяча из рук соперника. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя его действиям с мячом. Для этого он выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отстуная затем в исходную позицию. В удобный момент выбивание осуществляется резким (сверху или снизу) коротким движением кистью с плотно прижатыми пальцами. Рекомендуется выбивать мяч в момент ловли и преимущественно снизу (рис. 92). Особенно эффективно выбивание снизу из рук приземляющегося соперника, который поймал мяч в высоком прыжке и не принял необходимых мер предосторожности. Если защитник был вынужден среагировать на финт соперника и выпрыгнуть вверх, то в момент приземления ему следует выбить мяч и тем самым не допустить бросок или проход.
Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода нападающего с ведением защитник отступает и слегка отпрыгивает назад, оставив сопернику прямой путь к корзине, и преследует его, оттесняя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч ближайшей к сопернику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки. Выбить мяч у нападающего можно и сзади в начальный момент прохода.
Сначала изучается выбивание у игрока, стоящего с мячом в руках, затем у овладевшего мячом в прыжке и, наконец, у игрока, ведущего мяч.
Построение парами лицом друг к другу. Один игрок держит мяч, задача другого выбить мяч из рук указанным способом.
То же, но владеющий мячом перемещает и укрывает его. Необходимо определить нужный момент для выбивания и выбить мяч.
То же, но мяч выбивается у игрока, выполняющего повороты.
Построение парами. Один выполняет передачу в стену и ловит мяч в прыжке. Задача второго выбить мяч из рук игрока после прыжка и ловли в момент приземления.
Во всех упражнениях необходимо строго следить за тем, чтобы защитник был правильно ориентирован по отношению к щиту и игроку, с которым ведет борьбу. Прием должен выполняться им так, чтобы ошибки, позволяющие активизировать действия нападающего, были исключены.
Выбивание при ведении мяча рекомендуется проводить в таких Упражнениях:
Построение парами. Один ведет мяч, другой, следуя за ним, выбирает подходящий момент и выбивает мяч в сторону.То же, только защитник находится в положении лицом к нападающему и отступает перед ним спиной вперед. То же, но выбивание выполняется после того, как нападающий обходит защитника. В таком же порядке подбираются упражнения для обучения отбиванию мяча.
Билет№12
34 вопрос
Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа (х = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число участвующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле
где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может составляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру.
При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня
Билет№15
43-
44-определение термина «прием мяча»: Прием мяча- первое касание мяча,после подачи,нападующего удара.осн.способаы-2-мя руками,2-мя руками снизу,1-й рукой снизу.Виды приема: с падением на спину, с падением на бедро-спину, с падением на грудь.Ошибки при приеме 2 снизу:Во время приема руки в локтях согнуты, руки почти парралельны полу,резкое встречное движение рук к мячу,туловище наклонино назад,прием мяча на кулаки(кисти)Ошибки 2х сверху:не точный выход под мяч, большие пальцы направлены вперед,локти слишком широко разведены или наоборот,кисти рук не образуют овала,кисти рук встреают мяч почти при выпрямленных руках в локтевых суставах.Техника:Прием,Стойка-Подготовительная1.перемещение к месту встречи с мячом.2.Вынос рук.Основная:1встречное ударное движение.Заключительная1Опускание рук2Переход к новым действиям