Понимание личности в психологии
Понятие «личность» определяют по-разному. Чаще всего под этим термином понимают совокупность психических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека и определяется как природными данными, так и социальными условиями развития.
Многочисленные проявления личности обусловлены ее структурой. Эта структура является чрезвычайно богатой и сложной, имеет множество качественно различных проявлений. Представители ряда психологических направлений пытаются выделять составляющие, входящие в эту структуру.
Согласно теории З.Фрейда, структура личности имеет три составляющие: «Оно» (Id) - «Я» (Ego) - «Сверх-Я» (Super-Ego).
· «Оно» - это бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы, потребности, действует в соответствии с принципом удовольствия.
· «Я» - сознание, ориентируется на принцип реальности.
· «Сверх-Я» представлено на сознательном и подсознательном уровнях, руководствуется принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
Между этими составляющими структуры личности все время возникает конфликт. И для сохранения целостности личности «Я» вырабатывает так называемые защитные механизмы, которые дают мнимое разрешение конфликтов. Один из защитных механизмов - проекция, т.е. процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение кому-то другому.
К основным характеристикам личности исследователи относят самооценку и направленность.
Люди отличаются друг от друга своим поведением. Они по-разному выражают свои эмоции, неодинаково реагируют на одни и те же ситуации, проявляют разное отношение к окружающему миру. В качестве важного психологического условия, определяющего данные различия выступает темперамент.
Темперамент - это психодинамические особенности индивида, характеризующие интенсивность протекания его психических процессов. Темперамент влияет на силу, скорость, возникновение и прекращение психических процессов.
Свойства темперамента, характеризуя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы.
Темперамент биологически обусловлен, поскольку в его основе лежит тип высшей нервной деятельности. Вместе с тем, он может оказывать существенное влияние на формирование характера человека, определять его поступки, способствовать или препятствовать развитию определенных качеств и свойств личности.
В истории учения о темпераменте известны различные теории. Одна из них принадлежит отечественному физиологу И.П. Павлову. На основе экспериментальных исследований им было обнаружено, что животные различаются по выработке и протеканию условных рефлексов и характеризуются такими свойствами нервной системы как сила процессов возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Сила процессов возбуждения заключается в способности нервной системы выдерживать сильные раздражители и проявляется в выносливости и работоспособности нервных клеток.
Уравновешенность свидетельствует о соотношении процессов возбуждения и торможения по силе.
Подвижность выступает в качестве показателя быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
И.П. Павлов отождествлял психику животных и человека, темперамент и свойства нервной системы. Однако темперамент имеет собственное психологическое содержание поэтому положения, сформулированные И.П. Павловым можно рассматривать только в качестве физиологических основ темперамента.
В дальнейшем идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали такие ученые, как Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын. Ими были экспериментально обнаружены дополнительные свойства нервной системы: лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса; динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов; концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей.
Проблема психологической характеристики темперамента активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлиным были отнесены: активность, эмоциональная возбудимость, быстрота возникновения и смены чувств, эмоциональная устойчивость, реактивность, ригидность-пластичность, тревожность, импульсивность, интроверсия и экстраверсия.
Г.Айзенк, как и В.С. Мерлин, включает в психологическую структуру темперамента интроверсию, экстраверсию, а также показатель нейротизма, который определяет как эмоциональное состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой и нестабильностью.
Иной подход к определению психологической структуры темперамента у В.М. Русалова. Он выделяет в структуре темперамента четыре свойства: 1) эргичность, 2) пластичность, 3) скорость (темп) и 4) эмоциональную чувствительность. Каждое свойство в свою очередь характеризует две сферы взаимосвязи человека со средой: взаимодействие человека с предметным миром и с другими людьми. Поэтому каждой шкале темперамента соответствуют две субшкалы: предметно-ориентированная и субъектно-ориентированная или коммуникативная.
Показатель “Э” - предметная эргичность отражает уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность
Показатель “СЭр” - социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремлении к лидерству, общительности и вовлеченности в социальную деятельность.
Показатель “П” - пластичность. Это показатель степени легкости или, наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Показатель “СП” - социальная пластичность характеризует степень легкости или трудности переключения внимания с одного человека на другого в процессе общения, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.
Показатель “Т” - темп представляет скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Показатель “СТ” - социальный темп. С его помощью можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
Показатель “Эм” - эмоциональность. Он предназначен для того, чтобы оценить эмоциональную чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
Показатель “СЭм” - социальная эмоциональность. Вопросы, соответствующие социальной эмоциональности, касаются эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере: чувствительности к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Сочетание тех или иных свойств характеризует тип темперамента. Традиционно вслед за Гиппократом выделяют четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Человека подвижного, с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником.
Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком.
Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком.
Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом.
В практическом познании людьми друг друга названные типы принято считать основными. Однако не всех людей можно отнести к данным типам темперамента. Есть люди, у которых проявляются свойства одновременно нескольких типов темперамента. В связи с этим говорят о смешанных типах темперамента.
Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Выраженность черт характера может быть различной. В вязи с этим говорят об интенсивности проявлений характеров.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Данное понятие было введено в психологию К.Леонгардом.
Акцентуации характера нельзя отождествлять с психопатиями. Существуют критерии, которые позволяют отличать акцентуации характера от психопатий. Данные критерии были выделены П.Б.Ганнушкиным и О.В.Кербиковым. Согласно этим критериям характер можно считать патологическим, если имеет место триада признаков: стабильность характера во времени, тотальность его проявлений во всех ситуациях и социальная дезориентация.
Характер становится выраженным и приобретает крайние варианты нормы, когда особый раздражитель, в качестве которого могут выступать стиль воспитания, условия социальной ситуации развития и т.д., попадает на место наименьшего сопротивления, или «слабое звено» характера. Для каждого типа акцентуации характера свойственно определенное место наименьшего сопротивления. В связи с этим разные типы акцентуации характера будут проявлять уязвимость, либо сохранять устойчивость по отношению к разным психотравмирующим воздействиям.
Акцентуации характера могут быть скрытыми (латентными) и явными. Под влиянием различных факторов: особенностей семейного воспитания, здоровья, участия в деятельности и общении - данные формы могут переходить друг в друга. Наиболее выраженными акцентуации характера являются в подростковом возрасте, что связано с формированием характера.
В дальнейшем, как правило, акцентуации характера сглаживаются и приобретают крайнюю степень выраженности только при сложных психогенных ситуациях
Типы акцентуированных личностей (по К. Леонгарду)
1) Демонстративный тип.
2) Застревающий тип.
3) Педантичный тип.
4) Возбудимый тип.
5) Гипертимный тип.
6) Дистимный тип.
7) Тревожный тип.
8) Экзальтированный тип.
9) Эмотивный тип.
10) Циклотимический тип.
Поведенческие проявления типов акцентуаций
Демонстративный тип
Личность такого типа характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонность к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, позерству. Свойственно стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в присутствии человека такого типа вызывает у него особо неприятные чувства, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка очень далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем говорит в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
Застревающий тип
Характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям, неразговорчивостью. Человек такого типа часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к себе. В связи с этим проявляется настороженность и недоверчивость по отношению к людям; чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен. Долго переживает происшедшее, не может «легко отходить» от обид. Характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые отстаиваются с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
Педантичный тип
Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжел на подъем, долго переживает травмирующие события. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, нежели активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Склонен предъявлять окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
Возбудимый тип
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых человек такого типа и является активной, провоцирующей стороной. Свойственна раздражительность, вспыльчивость, частая смена места работы, неуживчивость в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков.
Любой труд выполняется лишь по мере необходимости, как правило, характерно нежелание учиться. Люди такого типа равнодушны к будущему, живут только настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых.
Гипертимический тип
Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может стать источником конфликтов. Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Недостаточно серьезно относятся к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Дистимический тип
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами, обычно избегают общества, шумной компании, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксировать внимание на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
Тревожный тип
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают им сблизиться с теми, с кем хочется, особо остро реагируют они на отношение окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, роль их в конфликтах в основном пассивная, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Дружелюбны, самокритичны, исполнительны. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
Экзальтированный тип
Яркая черта людей такого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также - улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, их чувства проявляются ярко и искренне. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
Эмотивный тип
Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для личностей эмотивного типа характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - туманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется, может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
Циклотимный тип
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. При радостных событиях они начинают вести себя как гипертимики: наблюдается жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; при печальных - появляется подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, раньше давалось легко, начинает требовать непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадают при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся ровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, может возникнуть отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенным дурным настроением, нежели вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Эмоции - психический процесс, состоящий в отражении не объектов внешнего мира, а отношений субъекта к этим объектам. Мир эмоциональных переживаний богат и разнообразен. Для описания его измерений исследователи предлагают разнообразные классификации эмоций. Для практической психологии представляет интерес подход Б.И.Додонова. Предложенная им классификация эмоций включает в себя 10 их видов:
· альтруистические - возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям;
· коммуникативные - возникают на основе потребности в общении;
· глорические - связаны с потребностью в самоутверждении, в славе;
· праксические - вызываются той деятельностью, которой занят человек, ее успешностью или неуспешностью;
· пугнические - в основе потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;
· романтические - в основе стремление ко всему необычайному, необыкновенному;
· гностические - связаны с познавательной деятельностью личности;
· эстетические - возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы;
· гедонистические - связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
· акизитивные - связаны с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Согласно точке зрения Б.И.Додонова, люди различаются в зависимости от того, какие эмоции они предпочитают переживать, то есть по эмоциональной направленности.