Научная трактовка проблемы факторов развития личности. Характеристика биологических и социальных факторов
Личностью человек может стать в любой период жизни, в сложные периоды, например война, личность формируется раньше.
Личность- это конкретный человек, сущность которого выражена совокупностью социальных отношений.
Развитие лисности– это процесс и результат изменений в человеке.(Изменения протекают от простого к сложному).Развите происходит благодаря борьбе противоречий Пр.: Хочу-могу.
Факторы развития личностиэто веские причины, которые влияют на развите(онисостоят из нескольких малых причин.Факторы бываю биологическими и социальными.
Биологические(идеалистическое учение)
1.Главным в развитии считается наследственность
2.Развитие биологических факторов-это процесс формирования человека в дальнейшем (а не развитые в момент рождения)
3.Проявляются в возрастных этапах (детство, отрочество, возмужалось и старость)
4.Интелектуальные данные не наследуются.
5.В 16 веке учение Треформизм(главным фактором является наследственность)
6. В 20 веке Бихевиоризм (главный фактор наследственность)
Социальные(материалистическое учение)
1.Главное в развитии это социальная среда.Среда: Деятельность, познание, общение.
2.Характеризуют человека как общественное существо.(Ребёнок сначала улыбается при виде близкихлюдей,потом овладевает речью, способностью ходить и т.д.)
3.Речь,навыки, привычки у людей,живущих в разных социальных условиях разные.
4. марксистско-ленинское учение о воспитании основано на материалестическом(социальном) развитии общества.
- считали, что человек развивается по задаваемой обществом социальной программе.
-важнейшей частью формирования личности называли воспитание.
-утверждали, что прогресс в общественном развитии переходит и в личностное развитие человека.
Но человек будучи биологическим существом,вырабатывает и развивает в себе социальные свойства.Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо.
Проблема возраста в современной психо - педагогической литературе. Самоценность различных периодов жизни человека.
Принято выделять след.периода развития детей и школьников,младенчество,(до 1 года)ранний дет.возраст(3-5)дошкольный(5-6лет)младший шк(6-10),средний шк или подростковый(11-15),старший шк или ранняя юность(15-18).
Важными особен.характериз.физич.развитием детей(1-3 )это особое развитие психики и познавательной дея-ти(до 10)растет мозг ,возбуд нервных клеток,умственное развитие,психические процессы(ощущения и восприятия)буквы,цифры,сигнальная система(абстрактное мышление и речь),совершенст памяти(до 10)механическ.заучивания материала,развития внимания школьник.
Важными особенностями характ организования практич дея-ти младших школьников(их основ.вид дея-ти-игра),нравственное развитие (замечание учит по поводу хорошо и плохо),развития самосознания.
Подростковый возраст (переходной)-переплет черты детства и юности,но еще не развитые,т.е. полуребенок полувзрослый следовательно сложность и противоречивость характера,трудный возраст.
Иное физические развитие(половое созревание)и сердечно-сосудистое система меняется следовательно головные боли,очень подвижны,но быстро устают,развитие мозга ,формирование нервных клеток,выработка гормонов,сдвиг в познавательной деятельности(стремятся познать сущность определен предметов0
Сложным представляется особенности подростков в коллективе сверстников,отношения с учителями и взрослыми,а также к самому себе.
Их привлекают общие(коллективные) интересы ,либо уход во внутрен.переживания,стремление к обособлении стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей следовательно развивается самосознание (мечты в будущем) и особенности связанные с профориентацией(еще одна проблема ребенка)
Старший шк возраст (рання юность) наступление физ и психич зрелости и исчезает непропорц свойственные подросткам, повышается мышечная сила,заканчивается половое созревание и подним.развитие нервной системы и преобл.познавател дея-ть ,желание глубже понять предметы изучения и устойчивые познават. интересы ,развитие мышление,следовательно работа над речью ,учатся оттачивать свои мысли ,развив чувства ,связан.с обществом и политическими событиями,формируется нравственность.В этот период характерны сильные интимные чувства(любовь),следовательно необходимо бережно отношение,понимание,проявлять осторожность и деликатность.Развитие волевых процессов (высокая целеустремленность и энергия в работе,а также настойчив.в преодолении трудностей) работа над своим питанием.Встает вопрос о предстоящ.жизненном самоопределении и выборе профессии(проблема реализации и помощи в формировав.жизнен.планов)
Т,О,основное внимание заслуживает развитие физ.и психолог.зрелости,познавательной дея-ти(память ,мышление ,заинтересован.)уделять внимание чувственно-эмоцион.сфере,а также умении распознать личности особенности и предотвратить все недостатки.