Дошкольные учреждения. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это первоначальное и очень важное звено всего последующего процесса воспитания подрастающего поколения

Введение

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.

Дошкольные учреждения. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это первоначальное и очень важное звено всего последующего процесса воспитания подрастающего поколения.

Физическое воспитание детей, по современным представлениям, состоит из целого комплекса разнообразных воздействий. В частности, в него входят: разумно организованная внешняя среда, в которой находятся дети, режим дня, полноценное вскармливание (для детей раннего возраста), специальные приемы закаливания, разнообразные физические упражнения. Отличительной особенностью организации физического воспитания детей дошкольного возраста является необходимость дозирования и учета возрастных и индивидуальных свойств интенсивно развивающегося организма.

При организации физического воспитания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности организма детей (в частности, детей раннего возраста).

1. Бурный рост и быстрый темп развития обеспечиваются высоким уровнем обмена веществ, в первую очередь окислительных процессов. Высокий уровень обменных процессов обусловливает быстрый рост тканей, развитие органов. Интенсивность обмена веществ поддерживается как достаточным количеством питательных веществ, так и соответствующим расходом энергии. Нарушение баланса между ними может привести к замедлению развития ребенка.

2. Физические упражнения и лежащие в их основе мышечные сокращения оказывают влияние на развитие сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем.

3. Факторы окружающей среды влияют на процессы роста и развития детей.

4. Морфологические особенности двигательного аппарата детей раннего возраста; трудность выполнения точных движений по словесной инструкции; быстрая утомляемость.

Созданием наилучших условий для развития движений ребенка раннего возраста достигается более совершенное развитие его высшей нервной деятельности. При этом физическое воспитание как средство обеспечения условий гармоничного всестороннего развития детского организма смыкается с умственным воспитанием.

Улучшение деятельности всех органов и систем организма ребенка под влиянием регулярных и правильно дозированных физических упражнений приводит к возникновению способности быстро отвечать на то или иное воздействие: перегревание, охлаждение и т. д. Эта способность носит название реактивности организма. Она играет большую роль в приспособлении организма к различным факторам окружающей среды.

Основными средствами физического воспитания ребенка раннего возраста являются: гимнастические упражнения, массаж, закаливающие процедуры. Организация всех видов двигательной активности детей требует соблюдения гигиенических условий: наличие удобной кроватки, манежа, снабженного достаточным количеством ярких, красочных и соответствующих возрасту ребенка игрушек; одежда детей должна быть свободной и легкой, соответствовать температуре окружающей среды. Должен соблюдаться определенный режим, а питание ребенка должно быть полноценным.

Гимнастическими упражнениями со здоровым ребенком следует заниматься с 1 '/г—2 мес. Применяются следующие группы упражнений:

-активные гимнастические упражнения, которые ребенок выполняет самостоятельно, произвольно, а по мере развития речи — по команде взрослых. Активные упражнения способствуют развитию и совершенствованию двигательных навыков;

-пассивные гимнастические упражнения выполняются усилиями взрослых. Такие движения включаются в комплекс упражнений здорового ребенка в период, когда исчезает повышенный тонус сгибателей, когда произвольные движения рук и ног еще не развиты. По мере занятий с ребенком в ответ на повторяющиеся раздражения вырабатывается привычная ответная реакция (рефлекс). После того как у ребенка появляется желание выполнять то или иное упражнение самостоятельно, пассивные упражнения следует прекратить;

-рефлекторные гимнастические упражнения составляют особую группу упражнений, в основе которых лежат некоторые двигательные рефлексы детей раннего возраста (например, поглаживание подошвы вызывает разгибание конечностей).

Одним из средств физического воспитания является массаж. У детей первого года жизни массаж, как правило, должен сочетаться с физическими упражнениями, развивающими точность и координацию движений, правильность осанки, чувство равновесия. Гимнастические упражнения в сочетании с массажем проводятся в форме индивидуальных занятий.

Физкультурные занятия должны иметь четкую организационную структуру и состоять из трех частей: 1) вводной — создание эмоциональной настроенности детей, активизирование их внимания, постепенная подготовка организма к предстоящей повышенной физической нагрузке; 2) основной — тренировка различных мышечных групп, совершенствование физиологических функций организма, обучение основным двигательным навыкам и их закрепление; 3) заключительной — обеспечение постепенного перехода от повышенной мышечной деятельности к спокойной, снижение двигательного возбуждения при сохранении бодрого настроения детей.

В дошкольных учреждениях обязательно проведение различных закаливающих мероприятий. Они являются эффективным средством физического воспитания, обеспечивающим повышение сопротивляемости детского организма различным воздействиям внешней среды (переохлаждение, повышение температуры, резкая смена температуры), а также большую устойчивость организма к различным микробным и вирусным воздействиям. Помимо специальных закаливающих процедур (общие и местные водные процедуры, контрастные, специальные воздушные ванны и пр.), необходимо широко использовать все природные факторы (купание в открытых и закрытых водоемах, хождение босиком, прием солнечных ванн и др.).

Наши рекомендации