V. Особенности медицинского сопровождения детей со сложными нарушениями развития

Разнообразие неврологических, соматических расстройств и психических нарушений у детей со сложной структурой дефекта заставляет врача ПМС-центра каждый раз выстраивать индивидуальную тактику работы с ребенком и принимать порой решения кажущиеся парадоксальными. В течение первого года жизни ребенка все силы родителей, как привило, сосредоточены на восстановлении его здоровья. Даже когда малыш уже физически достаточно окреп, в возрасте после года и позже, часть родителей направляет свои усилия на решение всех проблем, связанных, например, с глубокой потерей слуха или зрения медицинскими средствами. В результате, возникает ситуация, когда живут не с ребенком, а с его болезнями, совершенно забывая об общении, игре, обучении ребенка самостоятельным действиям и предъявлении адекватных его возможностям требований в повседневной жизни. Врач, работающий в одной команде с педагогами и психологами должен определить меру необходимых медицинских воздействий во всем комплексе реабилитационных мероприятий. Необходимо определить момент, когда лечение должно уступить ведущую роль психолого-педагогической работе, которая становится терапией вторичного дефекта, т.е. собственно нарушений развития у ребенка.

С другой стороны, на этом этапе реабилитации ребенка необходим врачебный контроль за интенсивностью педагогической работы и ее направленностью. Сила, темп и ритм воздействий на ребенка должны соответствовать его физическим возможностям, особенностям его нервной системы. Стимуляция функций пораженных органов должна осторожно дозироваться и, в случае сложного дефекта, не должна быть преобладающим направлением в реабилитационной работе. Чрезмерная односторонняя стимуляция может вызвать перенапряжение нервной системы, спровоцировать возникновение судорожных состояний и протестных реакций различного характера.

Необходимо отметить, что медикаментозное лечение ребенка также должно быть очень осторожным. Весьма нередки случаи, когда в результате лекарственной стимуляции у ребенка возникает психомоторное возбуждение, надолго дезорганизующее его поведение и препятствующее успешным занятиям. Возможно повышение судорожной готовности. Целью стимулирующей терапии у большинства детей со сложными нарушениями является не прорыв в развитии, а купирование астенических проявлений энцефалопатии. При этом, чем слабее ребенок, тем более щадящей должна быть любая стимуляция, во всяком случае, в начале терапии. Затрудняет медикаментозное лечение и то, что эти дети часто дают парадоксальные реакции на седативные средства. В таких случаях может быть полезным применение наружных средств, в виде ванн, компрессов, втираний с использованием эфирных масел, трав, легкий массаж, и т.п.

После того, как серьезные соматические и неврологические проблемы решены на первом этапе реабилитации, и внимание родителей переключилось на лечение основного, наиболее тяжелого поражения, одной из врачебных задач является поддержание общего физического здоровья ребенка. Нужно помнить, что правильный ритм дня, хороший сон, качественное питание и хорошее пищеварение играют значительно большую роль в поддержании нервно-психического здоровья и в успешном обучении детей со сложными нарушениями, чем у их здоровых сверстников.

Таким образом, врач должен оградить ребенка как от слишком интенсивного лечения, так и от слишком интенсивного педагогического воздействия, помочь найти разумный, адекватный состоянию ребенка на данный момент времени баланс реабилитационных мероприятий. Критерием правильности выбранной тактики служит хорошее общее состояние ребенка, его активность и положительное эмоциональное реагирование на занятия, стремление к общению, а со временем и заметная положительная динамика в его развитии.

Добиться хороших результатов в работе с ребенком невозможно без активного, адекватного и творческого участия в ней родителей, в первую очередь матерей. При этом сами матери нуждаются не только в психологической, но часто и в медицинской поддержке. Однако в начале работы женщины, как правило, отказываются от предлагаемой помощи. Наиболее часто это аргументируется так: «Если у ребенка все будет хорошо, то и я буду в прядке». На самом деле это в значительной степени вопрос доверия и защиты границ своей личной жизни. Со временем, если мать видит спокойное, доброжелательное отношение к ребенку и положительный результат от оказываемой ему помощи, она становится более открытой и начинает принимать предлагаемую ей лично помощь. С самого начала общения важно в беседах с матерью, предложить ей такие рекомендации по организации воспитания и лечения ребенка, которые учитывают ее возможности, способности, стиль жизни. Жизнь в семье должна быть по возможности удобной для всех. (Вопрос приоритета нужд ребенка, как правило, не нуждается в обсуждении, если только у родителей не существует представления о том, что всю работу должны сделать специалисты.)

Наши рекомендации