Принцип воспитывающего обучения -

формирование личности ученика в процессе обучения. Следование этическим нормам в ходе преподавания предмета.

Принцип систематичности и последовательности -

обучение должно иметь логику: в изложении материала, в чередовании самостоятельной работы и работы с преподавателем, в сочетании интенсивных и рассредоточенных форм работы

Принцип активности и сознательности -

а) ученик сознательно принимает стоящие перед ним задачи

б) максимально стремится к решению этих задач

в) достигает заданный результат (хотя бы в небольшой степени)

Принципы образования

1) гуманистический характер образования:

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства.

Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Общедоступность образования,

адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Концепции обучения

1. Концепция преподавания ("Педагогика памяти")

Действия педагога - сообщение, разъяснение, показ, опрос.

Действия ученика - усвоение материала (запоминание)

Творческая активность и самостоятельность ученика минимальна.

В чистом виде "Педагогика памяти" продуктивна лишь на начальных этапах обучения.

2. Концепция стимуляции ("Педагогика мышления")

Ученик:

а) сам ищет новую информацию,

б) ищет пути применения полученной информации

в) даёт анализ и оценку полученной информации

Педагог стимулирует этот поиск - подсказывает, направляет, ставит проблему, задаёт вопросы.

3. Концепция консультации или научного руководства ("Педагогика творчества")

Применяется, в основном, в вузе или в послевузовском образовании (аспирантура).

В творческих специальностях чаще используется словосочетание "концепция консультации", в научных специальностях - "концепция научного руководства".

Ученик сам ставит цели и задачи своей научной или творческой деятельности. Совместно с педагогом планирует свою научную или творческую работу. Результатом работы является качественно новое знание в общечеловеческом смысле слова (новая научная практическая или теоретическая разработка, новое прочтение исполняемого произведения и т.п.)

Проблема оценочной деятельности педагога. Оценка и отметка.

Оценка -эмоционально выраженное отношение (к какому-либо предмету, явлению, виду деятельности или к самому человеку).

В педагогике оценка - эмоционально выраженное отношение к учебной деятельности, её ходу, результатам, итогам.

Оценка может не выражаться количественно. Улыбка, кивок головы, хмурое лицо, слова "молодец", "безобразие", "ужас" - всё это виды оценки.

Отметка - количественно выраженная и зафиксированная оценка. Отметка выставляется в каком-либо документе (тетрадь, дневник, журнал, зачётка, диплом и т.д.)

Функции оценки:

-- Подкрепляющая

-- Направляющая деятельность

-- Стимулирующая

Что оценивают педагоги:

-- Итог работы

а) Знания фактов, данных, концепций. То, что ученик запомнил и сумел изложить. Если говорить об исполнительской деятельности - то это оценка "чистоты" текста, оценка отсутствия или наличия текстовых ошибок, оценка соответствия темпа эталону.

б) Навыки мышления (в том числе исполнительского)

в) Самостоятельность, собственное мнение, оригинальность подхода к излагаемому материалу или исполняемому произведению.

-- Процесс работы

а) Посещаемость занятий

б) Активность на уроках

Мотивы деятельности, связанные с оценкой и отметкой

1. Материальные мотивы (стипендия, "красный" диплом и др.)

2. Мотивы безопасности и комфорта (страх отчисления)

3. Мотивы симпатии, привязанности, любви (хочу, чтобы похвалил любимый педагог, хочу доставить ему удовольствие своими ответами)

4. Мотивы признания, популярности (хочу стать первым учеником в классе)

5. Мотивы самореализации. Здесь оценка - вторична, особой роли уже не играет.

Проблемы отметки

Сильные стороны отметки:

-- Критерий уровня ("это исполнение - на "4" ... на "5"... - ученику такое всегда понятнее, чем абстрактные рассуждения о качестве исполнения)

-- Стимул (к экзамену студенты всегда тщательнее готовятся, чем к недифференцированному зачёту)

-- Иногда начальный мотив деятельности (например, первая "пятёрка" после обычных "4" и "3" может окрылить ученика и стимулировать на более активную работу по предмету)

-- "Плата" за работу (младшие школьники постоянно требуют отметки в качестве платы за свой труд)

Слабые стороны отметки:

-- Смена мотива (формируется зависимость от отметок, человек начинает "гоняться" за "пятёрками" в ущерб настоящим целям обучения).

-- Неконкретность отметки, неясность критериев (за что поставили отметку - за вложенный труд? За способности? за результат? В разных городах за один и тот же уровень исполнения можно получить разные отметки)

-- Отметка как "клеймо" (отличник, троечник)

-- Фиксированность отметки (неудача на государственном экзамене навсегда оставляет в дипломе "ненужную" отметку)

-- Манипулирование отметками ("поставлю хорошую отметку, если ты...")

Некоторые правила оценки и отметки:

-- Словесная оценка должна быть конкретной и детализированной

-- Давать возможность ученику оценивать самого себя (формируется самоконтроль, адекватная самооценка, компетентность)

-- Оценка не должна вводить в заблуждение (педагог хвалил ученицу, а в результате поставил неожиданную "3")

-- Разнообразить формы словесной оценки на уроке (не прав педагог, который на все действия ученика говорит "Ну, ничего... учи дальше")

-- Величина оценки должна быть оптимальной и соответствовать проделанной работе (не перехвалить!)

-- Вводить отметку в процесс работы (например, на уроке по специальности)

-- Дать шанс получить желаемую отметку (если есть возможность)

-- Объяснять вторичность оценки и особенно отметки, их субъективность (особенно в мире искусства). "Чем выше уровень результата, тем меньше шанса получить похвалу..."

Наши рекомендации