Тема 1. Исследования феномена детской популярности в психологии
Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми, а другие вызывают антипатии сверстников, имеет важное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников.
Чем же определяется популярность ребенка в группе дошколь-ников?
Первая группа работ в основе популярности дошкольников рассматривает их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности. Согласно данному подходу, дети предпочитают успешных, удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.
В исследовании А.А. Рояк было показано, что наличие способностей к игре у детей обеспечивает популярность их в группе сверстников. К этим способностям относятся операционные навыки и умения; интеллектуальные качества ребенка, проявляющиеся в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и пр.; доброжелательное внимание к партнерам, уступчивость и т.д. [2].
В исследовании Т.А. Репиной было показано, что повышение успешности ребенка с низким социальным статусом в конструктивной деятельности (после специального экспериментального обучения) увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка и на его положение в группе сверстников [2].
В работе Т.В. Сенько показана взаимосвязь между успешностью дошкольников в познавательной и трудовой деятельности и положением ребенка в группе сверстников. Как показывают результаты этого исследования, у популярных детей наблюдается высокая успешность совместной трудовой и познавательной деятельности – они активны, ориентированы на результат труда, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность, которая вызывает у них отрицательные эмоции и желание отказаться от работы (см.: [3]).
Второе направление работ анализирует феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности: если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то расположение к партнеру ослабляется, и, наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.
Результаты экспериментов Р.А. Смирновой показали, что наиболее предпочитаемыми оказываются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру, а не сотрудничество и сопереживание [3].
В исследовании Р.К. Терещук проводился анализ контактов популярных детей по параметрам коммуникативной инициативности, социальной чувствительности и эмоционального отношения к ровеснику. Описывая портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения [6].
В третьем направлении социальное развитие ребенка в группе сверстников рассматривается как процесс адаптации. Способность ребенка быть дружелюбным и действовать сообща повышает статус ребенка в группе, а чрезмерный эгоизм и замкнутость в себе являются причиной низкого статуса и плохой адаптации (исследования Д. Мэй, А.А. Рояк).
Четвертое направление работ рассматривает детскую популярность через понятие «социальная компетентность». Данное понятие включает в себя несколько компонентов:
§ эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и сорадованию, внимание к переживаниям и действиям сверстников;
§ когнитивный компонент, включающий способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми;
§ поведенческий компонент, отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр.
В исследовании Е.О. Смирновой был проведен сравнительный анализ эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальной компетентности у популярных и непопулярных дошкольников [3]. Полученные результаты показали, что далеко не все особенности психики и поведения детей, которые обычно связывают с социальной компетентностью, отличают популярных детей от непопулярных.
Так, эти две группы детей в исследовании Е.О. Смирновой практически не различались по уровню развития социального интеллекта и наглядно-действенного мышления, что свидетельствует о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверстников.
По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходили своих сверстников. Среди непопулярных детей по этим показателям выделились две группы детей: 1-я - замкнутых и совершенно пассивных; 2-я - чрезмерно общительных и стремящихся к руководству. Обе эти стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка непопулярным. В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям: у них преобладали уступающий и организующий стили поведения в игре и средние уровни общения.
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Во-первых, популярные дети практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.
Во-вторых, они сопереживали другим в ответ на оценку взрослого; успехи сверстников радовали их, а промахи – огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно.
В-третьих, все популярные дети отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим. Непопулярные дети не делали этого никогда.
И, наконец, популярные дети, даже в позиции «обиженного» предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других.
Результаты исследования Е.О. Смирновой свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежит не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в отдельных поведенческих актах. Нравственно-ценностные поведенческие проявления популярных детей имеют в своем основании, по мнению Е.О. Смирновой, особое, субъектное отношение к сверстнику. У этих детей предметное, объектное начало в отношениях со сверстниками, сравнение себя с другими не является главным и основным. Оно не закрывает другого ребенка и не делает защиту, утверждение и признание своего Я главной жизненной задачей. Именно это, по утверждению Е.О. Смирновой, обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников [3].
Литература
1. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000. – С. 170-203.
2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
3. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. – С.180-203.
4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С. 206-221.
5. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. – 1996. - № 3.
6. Терещук Р. Развитие популярности среди товарищей // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 9. – С. 45-47.