Требования к уровню подготовки студентов
Курс предполагает овладение студентами — будущими педагогами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения.
ЗНАНИЯ:
1) базовые дидактические понятия, категории и принципы: дидактика; образование, цели образования, содержание образования, образовательный стандарт, базисный учебный план, образовательный процесс; обучение, развитие, воспитание, творчество; законы, закономерности, принципы, правила обучения;
2) философские, методологические и психолого-педагогические основания теории обучения: методология образования, знаниевая и развивающая парадигмы; гуманистическая ориентация в обучении; личностно-ориентированный подход, креативный, когнитивный и оргдеятельностный аспекты обучения; принципы построения образовательных систем;
3) современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей; отечественные и зарубежные дидактические системы; современные авторские школы; принципы личностно-ориентированного обучения; развивающее, проблемное, эвристическое обучение; дистанционное обучение.
4) дидактический инструментарий: дидактическая система; методика обучения; технология обучения; методы, формы и средства обучения, их классификации; типы занятий, уроки и их типы; образовательная ситуация; диагностика и оценка обучения (критерии, процедуры).
УМЕНИЯ и способы деятельности:
1) методологические:
— проводить сравнительный анализ различных дидактических систем, их принципов, содержания, технологий обучения; распознавать дидактические теории и системы на предмет их соответствия личностно-ориентированному подходу;
— самоопределяться в образовательном пространстве, выражая собственную позицию и личностно-актуальную для себя образовательную проблематику;
— критически переосмысливать ценности традиционного образования, строить собственные смыслы и цели дидактических подходов;
— планировать и осуществлять дидактическую деятельность; находить ответы на дискуссионные вопросы, качественно выполнять задания из блоков самоопределения и дидактического практикума;
— применять знания и умения в режиме оргдеятельностных семинаров, при моделировании занятий со студентами, в реальной практике обучения школьников;
— осуществлять рефлексивную деятельность; выполнять рефлексивные послесловия к материалам параграфов и глав учебника; корректировать цели и ход своего профессионального образования;
2) проектировочные:
— создавать дидактические и методические разработки по обучению школьников;
— конструировать систему занятий по теме или разделу на основе различных дидактических систем;
— разрабатывать фрагменты уроков, образовательных ситуаций, открытых заданий, контрольных и рефлексивных заданий для учеников;
— разрабатывать образовательную программу по курсу, тематический план, план урока, план внеклассного предприятия;
— отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения для развития творческой личности учащихся;
3) организационные:
— стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся во время занятий; организовать их продуктивную деятельность;
— организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся во время моделирования занятий со студентами и в практике обучения школьников;
— строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный процесс с учетом возникающих ситуаций и индивидуальных особенностей учащихся;
— проявлять выдержку и уверенность в своих действиях в затруднительных и конфликтных ситуациях;
4) коммуникативные:
— устанавливать контакт с учащимися, управлять собой в ситуации педагогического общения;
— осуществлять педагогическое взаимодействие с коллегами, учителями, администрацией школ, родителями учеников;
— владеть способами дистанционных образовательных коммуникаций с помощью Интернет-технологий;
— моделировать уроки и другие занятия, вести их обсуждение и анализ;
— объяснять, доказывать, убеждать, разрешать конфликты в ходе обучения;
— выступать с докладом, вести беседу, полемику, дискуссию;
5) диагностические:
— изучать интересы, склонности, способности учащихся, их положительные качества и недостатки;
— осуществлять диагностику особенностей классного коллектива;
— давать оценку и самооценку эффективности проводимых занятий;
— диагностировать, контролировать и оценивать знания, умения и внутренние приращения учащихся;
— оценивать знания, умения и навыки учащихся; давать письменную качественную характеристику образовательной деятельности ученика и всего класса;
6) исследовательские:
— видеть и формулировать педагогические проблемы;
— отбирать и применять методы педагогического исследования;
— изучать и обобщать опыт работы учителя; работать с дополнительной литературой;
— применять методы педагогического исследования (анкетирование, тестирование и др.); проводить эксперимент по выявленной проблеме;
— оформлять результаты исследований в виде дидактических разработок, курсовых и дипломных работ;
7) комплексные:
— подготовить и провести творческий урок на заданную тему;
— разработать программу творческой мастерской, лаборатории, предмета по выбору кружка или факультатива; владеть навыками организации деятельности учеников;
— управлять организацией и самоорганизацией обучения учащихся в классе;
— оказать помощь учащимся в составлении и реализации их индивидуальных образовательных программ;
— владеть способами развития одаренности детей средствами общеобразовательного курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы занятий | Количество часов | ||
Лекции | Семинары | Сам. работа, дидактический практикум | |
Тема 1. Дидактика как наука | |||
Тема 2. Содержание образования | |||
Тема 3. Образовательный процесс | |||
Тема 4. Формы, методы, системы обучения | |||
Тема 5. Средства обучения и контроля | |||
Тема 6. Дистанционное обучение | |||
Тема 7. Творческий урок | |||
Итого: |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Самостоятельная работа студентов организуется на основе заданий дидактического практикума, а также блоков самоопределения, дискуссионных вставок в тексте учебника, вопросов и упражнений. Результаты данной работы находят отражение в семинарских занятиях, во время педагогической практики, на зачетах и экзаменах по курсу «Теория обучения».
№ темы | Тема практикума | Стр. учебника |
Тема 1 | Уроки «Великой дидактики» | |
Тема 2 | Дидактические понятия | |
Тема 3 | Философские основания дидактики | |
Тема 4 | Законы, закономерности и принципы обучения | |
Тема 5 | Ключевые компетенции и компетентности | |
Тема 6 | Содержание образования | |
Тема 7 | Личностное содержание образования | |
Тема 8 | Метапредметное содержание образования | |
Тема 9 | Образовательные стандарты | |
Тема 10 | Программы и учебники | |
Тема 11 | Методология образовательного процесса | |
Тема 12 | Система занятий | 264. |
Тема 13 | Образовательное целеполагание | |
Тема 14 | Индивидуальная образовательная траектория | |
Тема 15 | Рефлексия в обучении | |
Тема 16 | Формы обучения | |
Тема 17 | Методы обучения | |
Тема 18 | Системы занятий в авторских школах | |
Тема 19 | Средства обучения | |
Тема 20 | Контроль обучения | |
Тема 21 | Дистанционное обучение | |
Тема 22 | Дистанционные занятия | |
Тема 23 | Эвристическое обучение | |
Тема 24 | Разработка творческого урока | |
Тема 25 | Образовательная ситуация |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ