Анатомическое строение артикуляционного аппарата
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет)
Второе издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано к использованию
в образовательных учреждениях
Комитетом по образованию
Правительства Санкт-Петербурга
_____
(Фамилия, имя ребенка)
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
ББК 74.3
Р46
Автор-составитель Н. В. Нищева
Научный редактор
канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии
и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина
И. А. Смирнова
Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006
ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___________________________
Дата рождения, возраст__________________________ Домашний адрес ________________________________
Домашний телефон______________________________ Откуда поступил________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________
______________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________
______________
Национальный язык_____________________________ Двуязычие _____
Решения ПМПК
Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________
принят в логопедическую группу на срок___________ Заключение ПМПК______________________________
______________
Дата заполнения речевой карты___________________ Логопед _______
* * *
Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______
на срок________
Ответственный за продление______________________ Члены ПМПК__
______________
* * *
Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______
на срок________
Ответственный за продление__________________ Члены ПМПК__
* * *
Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической
группы с (состояние речи) _______________________
в (тип ДОУ, школы)_____________________________
Ответственный за выпуск____________________ Члены ПМПК__
______________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития _______________
________________________
Перенесенные заболевания:
до года _______
____________________________
после года_____
__________________________
ушибы, травмы головы______________________________
_________________
судороги при высокой температуре________________
______________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________
Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр _______
______________
Невролог____________________
Психоневролог_______________
Оториноларинголог_____________________________
______________
Офтальмолог_________________
Хирург________
______________
Ортопед_______
______________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)____________________ Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) ____________________
Первые слова (в норме: около года) ________________ Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________
____________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________
______________
Отношение членов семьи к речевому дефекту_______
______________
Занимались ли с логопедом_______________________
______________
Результаты занятий с логопедом___________________
______________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___________________________
____________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций___________
____________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) __
____________________________
Исследование неречевых психических функций
Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) _______________________________
____________________________
Определение направления звука________________
______________
Восприятие и воспроизведение ритма______________
__________
С 4 лет с 5 лет с 6 лет
_ _ . . _______ _ _ . . _ ______ _ _ . . _ _ ______
_ . . _ _______ _ . . _ _ ______ . . _ _ _ _ ______
. . _ _ _______ _ _ . . . _______ _ . . . _ _ ______
Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _____________
4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _______________________
____________________________
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) __
________________________
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) __________
____________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)______________________________
__________________________
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________________
____________________________
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр) _
__________________________
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)_
________________________
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___
____________________________
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)__
________
Ориентировка в схеме собственного тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)______________
________________________
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)__________________
_________________________
6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)______________
________________________
Складывание картинок из частей:
4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)____________________
__________________________
5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)________ ________________________
6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) __
__________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)____ _________________________
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)__________ ____________________________
Складывание фигур из палочек по памяти:
6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек) _
___________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________
__________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)__ ________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)____
______________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ____
__________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___________________________
________________________