Школа и педагогическая мысль в ХVII

Осознавая отсутствие школ и училищ на Руси, Борис Годунов стремился открыть в Москве высшую школу, где бы преподавали иностранные профессора, чему явно воспротивилось духовенство, опасавшееся усиления католического или протестантского влияния. Тогда Борис направил нескольких юношей учиться в Западную Европу: в Любек, Англию, Францию и Австрию. Но ни один из них в Россию не вернулся: здесь на полтора десятка лет разыгралась Смута.

В разгар Смуты Лжедмитрий I также мечтал создать в России школу, основать университет, в Думе он упрекал бояр за то, что те «мира не знают, необразованны, детей не учат». Возобновивший взаимоотношения Русской церкви с Греческой и Восточными церквами, патриарх Филарет стремился создаватьшколы и училища при архиерейских домах. В середине ХVII на церковном соборе, осудившем раскол, вновь обсуждали настоятельную необходимость открытия школ, как проблему о грамотности в среде духовенства. Решение собора: «Повелеваем, чтобы всякий священник детей своих научил грамоте».

Боярин Федор Михайлович Ртищев (1626 –73) – прославленный благотворитель и бессребреник, человек во многом опередивший время в 1649 г. основал училищепри Спасо-Преображенском Андреевском монастыре, «ради российскаго рода во просвещении свободных мудростей учения». По его приглашению из Киева приехали «иноков изящных во учении грамматики словенской и греческой, даже до риторики и философии — хотящим тому учению внимати». Здесь преподавали Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Феодосий Сафонович и Дамаскин Птицкий, монах Исаия. В 1685 г. училище перевели в Заиконоспасский монастырь возле Кремля.

Просвещенный книжник Арсений Грек организовал предположительно в 1653 г. греко-латинское училище повышенного типа в Чудовом монастыре, называвшееся и патриаршей школой.

Филолог и проповедник, иеромонах Епифаний Славинецкий (1600 -1676 ) учился в Киевской Братской школе, вероятно, продолжил обучение в Польше, где стал «изящным дидаскалом философии и богословии, искуснейшим в еллино-греческом и славянском диалектах». В 1649 г. Епифания пригласили «для риторического учения» в Москву в Чудовскую школу. В качестве помощника патриарха Никона в исправлении богослужебных книг, Епифаний сделал ряд переводов богослужебных книг. Епифаний перевел Новый Завет, Пятикнижие Моисеева, сочинения отцов церкви, создал первый в России латино - церковнославянский словарь. В 1674 г. он был назначен руководителем группы переводчиков Библии с греческого на славянский язык. По совету боярина Ртищева Епифаний составил в «Лексикон греко-славяно-латинский» и «Лексикон филологический» — свод толкований терминов Св. Писания, извлеченных из произведений отцов церкви. Эти книги могли быть использованы для учебных целей. С благословений патриарха Никона, Епифаний возобновил обычай церковной проповеди, прекратившийся на Руси в XV в.

Выдающийся педагог и писатель Симеон Полоцкий (1629 -1680) (в миру Самуил Гаврилович Петровский – Ситнианович) родился в Полоцке, учился в Киево-Могилянской коллегии, в монашестве наречен Симеоном. Он служил дидаскалом братской школы в Полоцке, где в 1656 г. состоялось его знакомство с царем Алексеем Михайловичем. Симеон принес в Москву образовательные идеи известного просветителя Петра Могилы, воспринятые им в период обучения в Киеве. Преодолевая старинный застой московского бытия, новый дидаскал стал активнейшим деятелем создаваемого российского образования.

В 1664 г. царь поручил Симеону Полоцкому обучать молодых подьячих Тайного приказа в столичном Заиконоспасском монастыре. Приехавшие в Москву на Собор по делу Никона восточные патриархи поручили Симеону Полоцкому произнести пред царем «орацию» о необходимости «взыскати премудрости» т. е. обустроить образование в русском государстве. С 1667 г. Симеон Полоцкий был назначен воспитателем царских детей, для которых он написал сборник или педагогическую книгу для чтения, содержавшую нравственно-дидактические поэмы «Вертоград Многоцветный». Его активная просветительская деятельность оказала существенное влияние на развитие и становление российской педагогической мысли. Придворный воспитатель вовсе не ограничивался обучением одних лишь царских детей, стремясь широко распространять веру и образование в Московском государстве. Симеон создал стихотворное переложение Псалтири (1680 г.), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических».

Симеон сумел создать направление духовно-педагогической школы в Москве, представителем которой стал его ученик Сильвестр Медведев (1641 - 1691). Подьячий Симеон Медведев с 1665 по 1668 г. учился в школе Симеона Полоцкого, где освоил латинский и польский языки, риторику, пиитику и богословие. В 1674 г. он принял монашество под именем Сильвестр, с 1677 г. участвовал в исправлении церковных книг, а затем был назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря. Верный ученик Симеона Полоцкого, Сильвестр после смерти учителя продолжил его церковно-общественную деятельность. По указу царя Сильвестр в 1682 г. организовал в Заиконоспасском монастыре школу «латинского языка». В 1685 г. Медведев представил царевне Софье на утверждение «привилей» о превращении школы в Академию. Однако планам Сильвестра не суждено было воплотиться. За участие в заговоре его лишили иноческого образа, пытали и «за воровство, измену и за возмущение к бунту» казнили.

Братья Иоанникий(1639 -1717) и Софроний(1652-1730) Лихуды родились в Греции, обучались в Венеции и университете Падуе. Вернулись на родину и служили преподавателями и проповедниками. Желая устроить в столице академию, царь Феодор в 1682 г. обратился к восточным патриархам с просьбой прислать в Москву православных педагогов. По рекомендации патриархов братья Лихуды прибыли в Россию в 1685 г. В школе, расположенной в Заиконоспасском монастыре в 1686 г. они начали преподавание грамматики, пиитики, риторики, логики, математики и физики.

Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве было основано в 1687 г. Когда здесь преподавали И. и С. Лихуды эта школа именовалась Эллино-греческая академия. С 1701 г. название изменилось на Славяно-латинскую академию, а в 1775 г. на — Славяно-греко-латинскую академию. Здесь обучались деятели церкви и государства, преподаватели учебных заведений. В 1814 г. ее преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру.

Братья И. и С. Лихуды составили учебники по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию, по которым преподавали в Академии. Влияние почерпнутой в Италии схоластики, в некоторой степени сказалась на характере и содержания курсов И. и С. Лихудов. Однако их курс «риторики» отличался оригинальностью: красноречие они делили на божественное, героическое и человеческое.

И. и С. Лихуды – основатели общего высшего образования в нашей стране. Их ученики составили первую генерацию русских ученых. Они воспитали профессоров и ректоров Академии, ученых, трудившихся по составлению переводов Библии и авторов оригинальных научных сочинений.

Образовательная деятельность братьев Лихудов встретила большие возражения противников. Недовольный, что братья Лихуды вели преподавание в Академии не только на греческом, но и на латинском языках, иерусалимский патриарх Досифей потребовал в 1694 г. отстранить братьев от преподавания в Академии. Однако в 1697 г. Петр I поручил им обучать около 50 человек итальянскому языку. Но в 1701 г. по надуманному обвинению в ереси, братьев сослали в костромской Ипатьевский монастырь. Через пять лет новгородской митрополит Иову поручил братьям Лихудам по аналогу московской организовать в Новгороде славяно-греко-латинской школу. Затем их вновь направили в Москву преподавать в Академии: в 1709 г. приехал Софроний, а в 1716 г. – Иоанникий, который вскоре скончался.

Карион Истомин (кон. 40-х гг. 17 в. — не ранее 1718)— педагог, поэт, переводчик, иеромонах, позже игумен московского Чудова монастыря, справщик московской духовной типографии. Ученик братьев Лихудов, последователь Амоса Коменского, соратник Сильвестра Медведева. Преподавал в школе Заиконоспасского монастыря. Истомин занимался литературой, преимущественно духовно-назидательного и педагогического характера. Истомин призывал к открытию в Москве высших учебных заведений, писал о необходимости расширения программы для изучения «свободных наук» – грамматики, риторики, геометрии, астрономии, музыки и философии. Составил оригинальный стихотворный иллюстрированный малый «Букварь (1692) и большой «Букварь» (1696), близкий по структуре к «Букварю» Симеона Полоцкого. Карион Истомин для наставления в правильном поведении частично переложил в стихотворной форме сочинение Эразма Ротердамского «Гражданство обычаев детских» (в пер. Епифания Славинецкого). Как один из образованнейших людей своего времени, не мог остаться в стороне от петровских реформ.

Наши рекомендации