Тема 3.5. Формы организации обучения трудовой деятельности

Цель и задачи: формировать умение анализировать формы организации трудового воспитания и обучения, учится составлять фотозапись как опорную основу для анализа

Содержание: лабораторное занятие проводится на базе групп детского сада компенсирующего вида.

Студенты выходят в утренний (вечерний) промежуток времени, наблюдают за проведением одной из форм организации трудового воспитания и обучения, ведут фотозапись по следующей схеме:

Вид работы Деятельность педагога Деятельность детей Примечание
       

Вторая часть занятия проводится в аудиториях, студенты на основе фотозаписи проводят анализ по следующей схеме:

9. Год, квартал обучения

10. Обусловленность содержания и объема работы требованиями программы для детей данного года обучения

11. Соответствие поставленных задач требованиям программы, содержанию работы и особенностям участников

12. Соответствие формы организации уровню развития трудовой деятельности и опыту

13. Способ планирования предстоящей деятельности (действие по плану, предложенному педагогом, планирование по вопросам, планирование-рассказ); охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, последовательность и способы выполнения); предусматривается ли самоконтроль

14. Структура организационной формы (характеристика вводной, основной, заключительной частей, их соответствие задачам)

15. Методы, специфика их применения, соответствие задачам и возрастным возможностям детей

Оценка детьми собственной деятельности: отношение ребенка к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам; соответствие содержания оценки поставленным задачам; педагогические приемы формирования умения оценивать

Результаты лабораторной работы: фотозапись и анализ организационной формы обучения трудовой деятельности

Лабораторная работа № 5:Программное содержание обучения навыкам хозяйственно-бытового труда детей с проблемами развития

Тема 3.7. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях

Цель и задачи: формировать умение работать с программными документами, учится систематизировать программное содержание обучения навыкам хозяйственно-бытового труда детей глухих, слабослышащих, с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта

Содержание: лабораторное занятие проводится в аудиториях, студенты знакомятся с задачами и содержанием обучения хозяйственно-бытовому труду в разделах «Труд» («Трудовое обучение», «Трудовое воспитание») программ для глухих, слабослышащих детей, детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта, систематизируют данные в виде карты-конспекта

Задачи обучения хозяйственно-бытовой деятельности Год, квартал обучения
Глухие дети Слабослышащие дети Дети с нарушением зрения Дети с нарушением интеллекта
         

Литература:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

3. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991.

4. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.

Результаты лабораторной работы: карта-конспект

Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине используются следующие образовательные технологии:

1. Лекционные занятия

2. Семинарские занятия

3. Практические занятия

4. Лабораторные занятия

5. Самостоятельная работа студентов

Занятия лекционного типа составляют 33 % от аудиторных занятий.

Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют _20__ % от аудиторных занятий.

Структура и график выполнения самостоятельной работы студентов

СРС обеспечивает более глубокое усвоение изучаемого курса и способствует формированию компетенций ПК-1, ПК-10, СК-5 в соответствии с компетентностной моделью выпускника.

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела Наименование раздела дисциплины Виды самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)  
Обязательная СРС Дополнительная СРС  
Проработка конспекта лекций Подготовка к СЗ Подготовка к ПЗ Подготовка к ЛР Подготовка к тестированию Составление глоссария Подготовка доклада Составление таблицы Подготовка реферата Составление аннотации лит. источника Конспектирова-ние литературы Составление презентации Создание видеоролика Разработка консультации  
                           
                             
  Итого:                         7/0,19
                                         

План-график самостоятельной работы студентов

Раздел дисциплины Виды СРС Вид Сроки (недели семестра) Форма контроля
обязат. дополн.
порог. повыш.
Раздел 1. Методика обучения изобразительной деятельности   Тема 1.1. Сведения из истории методики обучения изобразительной деятельности детей с проблемами развития   № 1. Составление блок-схемы     +       1 неделя сентября Тестирование
  Тема 1.2. Изобразительное искусство и его виды. Проблемы детского изобразительного творчества. Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка   № 1. Составление терминологического словаря   № 2. Составление иллюстрированной картотеки репродукций     № 3. Составление блок-схемы   № 4. Составление картотеки   № 5. Составление блок-схемы       +     +     +     +   + 1 неделя сентября Тестирование
  Тема 1.3. Возрастные особенности детского изобразительного творчества   № 1. Составление карты-конспекта       +     2 неделя сентября Тестирование
  Тема 1.4. Особенности продуктивной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии   № 1. Составление карты–конспекта   +     2 неделя сентября Тестирование
  Тема 1.5. Задачи и принципы, коррекционная направленность обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста   № 1. Проработка учебного материала, составление карты-конспекта       +     3 неделя сентября Тестирование
  Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.   № 1.Составление сводной карты-конспекта   +     4 неделя сентября Тестирование
  Тема 1.7. Виды и типы занятий обучения изобразительной деятельности. Планирование занятий по обучению изобразительной деятельности   № 1.Составление блок-схемы по конспекту лекций   № 1. Проработка методической литературы     +   +     1 неделя октября Тестирование
  Тема 1.8. Содержание, формы, методы обучения рисованию в специальных дошкольных учреждениях   1.8.1. Основные средства художественной выразительности в рисунке № 1. Составление терминологического словаря № 2. Оформление дидактического материала № 3. Составление диагностического пакета   1.8.2. Материалы для рисования № 4. Составление терминологического словаря № 5. Составление карты–конспекта № 6. Составление картотеки   1.8.3. Методы обогащения предметного и сюжетного рисунка. Рисование с натуры, по представлению, на заданную тему, по замыслу № 7. Составление карты-конспекта № 8. Зарисовка вариативных способов изображения различных объектов для детей младшей, средней и старшей групп № 9. Создание иллюстративного альбома для обучения предметному рисованию детей с нарушениями зрения   1.8.4. Декоративное рисование в структуре коррекционно-воспитательной работы в специальном детском саду № 10. Составление терминологического словаря № 11. Зарисовка схем построения узора на различных формах № 12. Зарисовка элементов гжельской, городецкой, хохломской, жостовской, дымковской росписи № 13. Зарисовка этапов создания узоров городецкой, хохломской, дымковской росписи на предметах сложной формы     +     +     +     +       +     +     +     +   +     +     +     +     + 2 неделя октября Тестирование
  Тема 1.9. Содержание, формы, методы обучения лепке № 1. Составление карты–конспекта № 2. Лепка животных и фигуры человека конструктивным, пластическим и комбинированным способом № 3. Составление карты-конспекта     +     +   +     3 неделя октября Тестирование
  Тема 1.10. Содержание, формы, методы обучения аппликации   № 1. Составление терминологического словаря № 2. Составление терминологического словаря № 3. Оформление образцов, отражающих приемы вырезывания № 4. Составление карты–конспекта № 5. Составление карты-конспекта   +     +   +     +   +   4 неделя октября Тестирование
Раздел 2. Методика обучения конструированию Тема 2.1. Конструирование как вид детской деятельности, его коррекционно-развивающее и воспитательное значение   Задание 1. Заполнение карты-конспекта Задание 2. Составление картотеки статей, аннотирование статей     +     +   1 неделя ноября Тестирование
  Тема 2.2. Задачи и содержание образовательного процесса по обучению конструированию детей с особыми образовательными потребностями   Задание 1. Заполнение карты-конспекта   Задание 2. Сравнительный анализ образовательных программ для детей с нормальным развитием и ОВЗ     +     + 1 неделя ноября Тестирование
  Тема 2.3. Принципы, общие методы и приемы, формы обучения конструированию   Задание 1. Разработка и оформление образцов дидактического материала       +     2 неделя ноября Тестирование
  Тема 2.4. Методика обучения конструированию детей с нарушением интеллектуального развития   Задание 1. Знакомство и анализ конспектов занятий   Задание 2. Составление системы занятий   +     +   2 неделя ноября Тестирование
  Тема 2.5. Методика обучения конструированию детей с нарушениями анализаторных систем (зрения, слуха, речи, функций опорно-двигательного аппарата)   Задание 1. Анализ конспектов   Задание 2. Составления конспекта   Задание 3. Проведение диагностики, составление конспекта занятия на основе результатов диагностики     +   +     + 3 неделя ноября Тестирование
  Тема 2.6. Условия организации процесса обучения конструированию детей с особыми образовательными потребностями   Задание 1. Планирование педагогического процесса   +     4 неделя ноября Тестирование
Раздел 3. Методика обучения труду Тема 3.1. Основные категории методики обучения труду. Связь трудовой деятельности с психическим развитием ребенка № 1. Составление терминологического словаря   № 2. Проработка научной-исследовательской литературы, составление резюме, «матрицы идей»   № 3. Составление блок-схемы     +   +   + 1 неделя декабря Тестирование
  Тема 3.2. Возрастные особенности развития трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Особенности трудовой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии   № 1. Составление карты-конспекта   № 2. Составление карты–конспекта   +     +     1 неделя декабря Тестирование
  Тема 3.3. Задачи и коррекционные возможности трудового воспитания детей дошкольного возраста с проблемами развития   № 1. Проработка учебного материала по конспекту лекций       +   2 неделя декабря Тестирование
  Тема 3.4. Методы и приемы обучения трудовой деятельности детей с проблемами развития   № 1.Составление сводной карты-конспекта   +     2 неделя декабря Тестирование
  Тема 3.5. Формы организации обучения трудовой деятельности. Планирование занятий по обучению трудовой деятельности   № 1. Составление конспекта одной из форм трудового воспитания и обучения   № 2. Составление плана месячного и недельного плана работы по трудовому воспитанию       +   +       3 неделя декабря Тестирование
  Тема 3.6. Методика формирования гигиенических навыков и обучения самообслуживанию   № 1. Составление карты-конспекта   № 2. Составление карты-конспекта   № 3. Составление картотеки     +   +     + 3 неделя декабря Тестирование
  Тема 3.7. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях   № 1. Составление карты-конспекта   № 2. Составление картотеки и аннотирование научно-методических работ     +       + 4 неделя декабря Тестирование
  Тема 3.8. Методика обучения ручному труду в специальных дошкольных учреждениях   № 1. Составление карты-конспекта   № 2. Составление карты-конспекта   № 3. Составление картотеки и аннотирование научно-методических работ   +       +     + 4 неделя декабря Тестирование
  Тема 3.9. Обучение труду в природе   № 1. Составление карты-конспекта   № 2. Составление карты-конспекта   № 3. Составление картотеки и аннотирование научно-методических работ   +   +     + 4 неделя декабря Тестирование

Содержание СРС

Наши рекомендации