Предмет психологии и ее основные задачи
Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека, о том, что часто называют его душевной жизнью.
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, интимной, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, определяет цели, составляет планы, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь проявляется в актах поведения (словах, действиях, поступках).
Внутренний мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, строить планы, мечтать о будущем, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.
Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche˗ душа, психика; logos˗знание, осмысление, изучение. Следовательно, в буквальном значении «психология» ˗ это знание о психике, наука, изучающая ее.
Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, в науку оно было введено в ХУIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.
Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (а также животным) для активной деятельности и управления своим поведением.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Объектом исследования в психологии является человек (люди), а предметом – явления, закономерности и механизмы психики.
Слово «психология» имеет и другое значение, которое является даже наиболее распространенным. Оно используется для обозначения психической, «душевной» жизни, представляющей собой особую реальность. Если свойства психики обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного человека. При этом психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера и др.
Людей всегда интересовали проявления их внутренней жизни, и они пытались дать этому объяснение, поэтому история психологического знания достаточно длительна. В ней можно выделить несколько основных этапов, которым соответствовали определенные представления о предмете психологии:
1-й этап – психология как наука о душе, когда (более 2-х тысяч лет назад) мыслители того времени все непонятные явления пытались объяснить наличием души. Например, Аристотель выделял растительную, животную и разумную душу, материалист Демокрит считал, что душа состоит из особых более тонких чем физические тела атомов, идеалист Платон считал, что душа идеальна и не имеет ничего общего с материей.
2-й этап(начался с ХУII в.) – психология как наука о сознании. При этом под сознанием понималась способность думать, чувствовать, желать. Виднейшими представителями этого этапа были западноевропейские ученые Р. Декарт, Д. Локк и др.
3-й этап (начался в ХХ в.) – психология как наука о поведении. При этом задачей психологии является наблюдение за тем, что можно увидеть, т.е. поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, при этом не учитывались. Основоположниками данного этапа были американские ученые Д. Уотсон, Э. Торндайк и др.
4-й этап(современный) – психология как наука, изучающая факты (явления), закономерности и механизмы психики, основывающаяся на базе материалистического взгляда на мир.
Особенности психологии как науки состоят в следующем:
1) она изучает самый сложный предмет – свойство высокоорганизованной материи, называемое психикой, при этом мысль как бы совершает поворот на себя (в результате этого в психологии сливаются объект и субъект познания, что создает существенные трудности в разработке методологии исследования);
2) психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как позволяет:
а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;
б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением;
в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними:
3) изучению психологии во многом мешают так называемые житейские психологические знания, т.е. те представления о психике и внутреннем мире человека, которые есть у всех людей специально не изучавших психологию.
Научная психология существенно отличается от житейской, при этом их соотношение проявляется в следующем:
˗ житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям,
позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;
житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные − более рационально, осознанно и целенаправленно;
˗ житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные возможности для передачи информации, так как житейский опыт − конкретный и интуитивный;
˗ научная психология располагает уникальным фактическим материалом, не доступным ни одному носителю житейской психологии;
˗ в научной психологии в отличие от житейской используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знаний.
Основные задачи психологии – это:
1) качественное изучение психических явлений;
2) анализ формирования и развития психических явлений;
3) изучение физиологических механизмов психических явлений;
4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
История развития психологии как самостоятельной науки представляет собой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тесно связанной с другими областями знаний: философией, естественными науками и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей задачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность, индивидуальность, деятельность и др.
Эти отдельные проекции целостной психологии человека использовались в качестве базовых категорий, на основе которых оформлялись отдельные научные школы и направления. При этом каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического создавала собственное представление о человеке.
Коротко охарактеризуем важнейшими из таких направлений.
Бихевиоризм(от англ. behaviour –поведение), – при котором базовой категорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакциям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому наблюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рассматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воздействия. Основателями данного направления были Д. Уотсон,К. Лешли,Б. Скиннер.
Психоанализ (фрейдизм),при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данного направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д.
Гештальтпсихология (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер,К Коффка.
Гуманистическая психология˗ направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям. (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).
В целом, исследования, проводимые в рамках названных школ и направлений, внесли большой вклад в науку и позволили лучше понять природу психики. В то же время односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.
В настоящее время особенностью психологической науки является то, что многочисленные научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психика человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на передний план, изучаются основательно и детально; другие – либо вовсе не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.
Сложившаяся ситуация создает значительные трудности в изучении, использовании и приведении в единую систему знаний, полученных различными научными школами и направлениями. Следует заметить, что это не вина психологии, а ее беда, которая обусловлена исключительной сложностью предмета ее исследования – психики человека.