Основные категории педагогики. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями.
К числу главных категорий педагогики исторически относят: «обучение», «воспитание», «образование». В последнее время также к категориям стали относить «педагогическую деятельность», «педагогическую задачу», «педагогическую технологию».
На содержание основных категорий существуют разные точки зрения. Рассмотрим различные трактовки указанных понятий.
Обучение –специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых (Б.Т. Лихачев).
Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев).
Образование –это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей ( В.Г. Крысько).
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Российский закон «Об образовании»).
Образование– процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека (Б.М. Бид-Бад, А.В. Петровский).
Воспитаниев специальном педагогическом смысле есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, убеждений, способов поведения в обществе (Б.Т. Лихачев).
Воспитание– это организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса ( В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев).
Педагогический процесс –специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт, длительный или временный, педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическая деятельность определяется как взаимосвязанная последовательность решения задач разного уровня сложности, в которое включены и педагоги, и воспитанники.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием с определенной целью педагогов и воспитанников.
Педагогическая технология – это последовательная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал, анализ межпредметных и внутрипредметных связей, выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса.
Методы педагогики.
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерностей, отношений и построения научных теорий.
Выделяют ряд методов педагогики.
Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально сложившегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи наблюдений. Наблюдение ведется по плану, проводится систематически. На результаты наблюдения могут оказать влияние установки, интересы исследователя.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа – метод, основанный на диалоге. Беседа проводится по заранее намеченному плану, с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.
Интервью – разновидность беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.
Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний) вооружит исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический
Эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия, неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
Перечисленные выше методы называют методами эмпирического познания педагогических явлений, т.к. они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые затем подвергаются теоретическому анализу.
Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь выявляет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.
Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Эти методы помогают оценить результаты эксперимента. Повышают надежность выводов, дают основание для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Регистрация – метод выявления какого-либо качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на уроке и пассивных).
Ранжирование – упорядочивание данных в порядке убывания или возрастания.
Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые, они должны выбрать одну из указанных оценок.
Статистические методы применяются при обработке массового материала. К статистическим методам относят методы оценки средних значений(среднее арифметическое, мода, медиана) и методы разброса данных (дисперсия, среднее квадратическое отклонение). Для их подсчета имеются соответствующие формулы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.