Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
В.А. Сухомлинский
Шилов Виктор Васильевич (р. …) – учитель музыки с.ш. № 138 г. Челябинска.
Целевые горизонты:
¶ Научить петь каждого.
¶ Освоение интонационной речи.
¶ Развитие слуха слушанием музыки.
Концептуальные позиции:
v Приоритет воспитания над обучением. Подчинение в любой момент своего бытия идее.
v Русская ментальность. Русская духовность.
v В основе нашей цивилизации - гармония.
v Создание возможности ребенку проявить себя в искусстве.
v Развитие чувств. Настройка души.
v Свобода в собственной душе ребенка.
v Общение – средство обретения свободы.
v Единство знаний и нравственности на уроках музыки.
v Пение рассматривается как процесс дарения всего себя, самого лучшего в себе, другим людям.
v Счастье – это когда ты – для других, а другие в ответ – для тебя. Если связь разорвана, счастья нет.
v Песня может сделать человека лучше, чище, счастливее.
v Талант – это чистая душа плюс огромное стремление к тому, что любишь.
Музыка и связанные с нею мысли становится сознанием учащихся, их мироощущением, способностью всегда поступать по-человечески.
Ученики заняты воспитанием в самих себе чувства высокого и бескорыстного, им предлагается обратиться внутрь самих себя.
Методические краски
В.В. Шилов показывает через музыкальное искусство пути осмысления жизни. Детям показывает. Родителям своих детей.
На уроке в Москве учитель выполнил не только задачу разучить хорошую песню, но и сверхзадачу: он так воздействовал на сердца детей, что они попали в особое состояние, которое называют «катарсис» – очищение через искусство. Они и не заметили, как поднялись на новую ступеньку в своей духовной жизни, захотели петь.
Можно сколько угодно учить ребенка петь, он не запоет, не захочет петь, если не ощутит в этом процессе радости. А радость приходит только тогда, когда она принадлежит не тебе одному. Радость хороша, если ее ощущают и те, для кого вы поете.
Важнейшим компонентом работы педагога-музыканта Шилов считает организацию концертной деятельности (не важно, насколько масштабной, не важно, перед кем поют дети: перед одноклассниками, родителями или на большой сцене Дворца культуры. Важно другое: почувствовать, как в ответ раскрываются сердца тех, кто слушает).
Научить петь каждого ребенка. Надо создать для ребенка возможность проявить себя в искусстве. А что такое искусство? Это то, что изменяет мир вокруг нас. Что изменяет твою душу и вместе с тобой душу того, для кого ты поешь. Это то, что поющий ощущает, это его чувства.
Развивать чувства. Маленький принц говорил: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». А сердце надо настроить. А что делать, если чувства есть, а голоса нет? Петь. Все равно петь.
Свобода голоса. Важно настроить такой нужный для пения «аппарат» в своем организме, как горло. Оно должно быть таким, чтобы звук шел свободно, легко. Без свободы в собственной душе, то есть без внутренней свободы, этого не достичь. А как такого добиться? Как стать спокойным, раскованным, ведь зажатый человек не поет, а булькает. Чтобы стать свободным, надо пообщаться друг с другом, поговорить, успокоить друг друга.
Освоение интонационной речи. Если мы будем говорить сердито, недоброжелательно, свободы не добьешься. Как мы догадываемся, что тот, кто с нами говорит, настроен к нам доброжелательно? По интонации. Ласково разговаривая, мы и сами становимся спокойнее. И не только на уроке – в жизни тоже. Вот почему гак важно освоить интонационную речь.
Настройка души. Теперь надо настроить самый главный человеческий «аппарат» – душу. Учитель дает послушать какое-нибудь классическое произведение. Спрашивает, какие чувства оно вызывает, подводя детей к правильному ответу. Только тогда предлагает спеть. До конца урока остается не больше десяти минут. Дети поют замечательно! Свободно, легко, испытывая наслаждение от самого процесса. Ведь перед ними поставлена большая прекрасная цель: поделиться своими чувствами со всеми, кто их слушает (даже если слушателей совсем немного). Чаще всего это часть класса. Довольно часто – родители. Уверенность не исчезает с окончанием концерта, она живет в душе еще долго, делая душу свободной, а это помогает и на других уроках, и в жизни вообще.
Значение концертов, больших и маленьких, в жизни многих учеников, которые вовсе не собираются идти учиться даже в музыкальную школу, трудно переоценить. Трудно переоценить и те знания, которые он дает детям, поскольку знания эти становятся их сознанием, мироощущением, способностью всегда поступать по-человечески. Знания и нравственность на уроках музыки сливаются.
Дети понимают, может быть, самое главное, ради чего и существует учитель музыки, они понимают, что без музыки полноты жизни нет.
В.В. Шилов по мироощущению – романтик, но при этом он прагматически точно продумывает план каждого своего урока, зная, какими методами лучше всего воспитывать в детях стремление к высокой цели, благородным чувствам.