М. В. Нефедова, Л. М. Лапшина

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. Однако в настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи (ОНР), а именно ОНР III уровня как тот уровень системного речевого недоразвития, который имеет очень динамическую организацию. С одной стороны, именно при ОНР III уровня наблюдается более выраженная положительная динамика в ответ на коррекционное воздействие, с другой стороны, отсутствие адекватной логопедической помощи, усиливает проявления системного характера нарушений, распространяя патологическое проявление с преимущественно звукопроизносительного аспекта на лексико-грамматический компонент [1].

Несмотря на возросший запас слов, по сравнению с первым и вторым уровнями ОНР, при обследовании лексики дошкольников с третьим уровнем речевого недоразвития выявляется незнание ими значения многих обычных слов, неточное понимание и употребление некоторых слов, опускание предлогов. У ребенка нарушена слоговая структура слов, наблюдается моторная неловкость. Общее недоразвитие речи третьего уровня проявляется, прежде всего, в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Ошибки такого рода не часты, однако можно видеть, как, не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет (кондуктор – «кассир», кресло – «диван»). Иногда нужное слово заменяется другим, близким по звуковому составу (смола – «зола») [2].

Имеются расхождения объёма пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

Формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны [3].

В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской описываются нарушения морфологической системы языка. Это неправильное употребление: окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных; падежных и родовых окончаний количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций [2; 3].

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчинённых конструкций. Выявляются трудности в назывании многих прилагательных, а замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д.; замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины.

В глагольном словаре дошкольников с ОНР III уровня преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качество, признаки и др. [1].

Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков. Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявляется и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

ОНР III уровня – самое распространенное нарушение речи у старших дошкольников, которое требует целенаправленной, поэтапной коррекционной работы. Недостаточность коррекционного воздействия на основные его проявления в звукопроизносительной стороне речи может стать причиной усиления проявления нарушений других компонентов речи, в частности ее лексико-грамматического строя.

Список литературы

1. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной – М. : Академия, 2007. – 361 с.

2. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.

3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1990.

Наши рекомендации