Методическая подсказка. Эссе должно включать следующие части, отвечающие требованиям:

Эссе должно включать следующие части, отвечающие требованиям:

1. Краткое содержание, в котором необходимо: четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы; кратко описать структуру и логику развития материала; сформулировать основные выводы.

2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение. В нем следует: четко выделить результаты исследования и полученные выводы; обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.

4. Библиография.

Эссе от французского «essai», англ. «essay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Структура эссе:

· титульный лист;

· введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,
«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»;

· основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли;

· заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Пишем эссе.

Определившись со структурой эссе и основной темой каждого абзаца, пишем эссе. Вот некоторые правила, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:

· во-первых, вступление должно привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Это непросто, поэтому оставь вступление на самый конец. Начни сразу с самого главного;

· тезис обычно ставится либо в начало, либо в конец эссе;

· осторожней с повторениями. Избыточность в тексте – это плохо, но повторение также может усилить твои аргументы;

· каждый абзац должен содержать идею, связывающую его с тезисом. Каждое предложение в абзаце должно быть связано с основной идеей абзаца. Тогда твое изложение станет осмысленным и связным;

· определи адресата,для кого ты пишешь. От этого зависит выбор стиля, лексики, цитат и т. д.

Требования к выполнению задания:

· корректность формулировки названия ( в названии должна прослеживаться затронутая в произведении педагогическая проблема);

· понятное выражение в тексте собственной позиции по выбранной теме;

· знание и пониманиетеоретического материала(в тексте четко определены рассматриваемые понятия, используемые понятия строго соответствуют теме; корректно используется педагогическая терминология);

· анализ и оценка педагогической проблематики произведения (грамотное использование приемов, анализа, сравнения и обобщения; способность давать аргументированную оценку затронутой в произведении педагогической проблеме);

· построение суждений(ясность и четкость изложения; логика структурирования доказательств; выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; общая форма изложения соответствует жанру эссе);

· оформление работы(аккуратность и соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение требований к оформлению и использованию цитат; соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации);

· наличие вывода.

Примерный список источников:

Литературные произведения Фильмы
Гавальда А. 35 кило надежды. – М.: FreeFly, 2009. – 144 с. Ключ без права передачи. Реж. Динара Асанова, 1976 г.
Гессе Г. Игра в бисер. – М.: АСТ, 2007. – 544 с. Республика ШКИД. Реж. Геннадий Полока, 1966 г.
Помяловский Н. Очерки бурсы. – Л.: Лениздт, 1977. – 176 с. Чучело. Реж. Ролан Быков, 1983 г.
Толстой Л. Трилогия: Детство. Отрочество. Юность. – М.: Синергия, 2005. – 410 с. Шут. Реж. Андрей Эшпай, 1988

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

·•Ефремов О.Ю. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2010. 352 с.

·•Ковалев А.В., Кузнецов В.В., Федоров В.А. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 0305000 «Профессиональное обучение». – УрО РАО, Екатеринбург. – 2012. 98 с.

·•Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. 304 с.специальность: Учеб. пособие. – М.: Издат. МГИУ, 2007. 203 с.

Дополнительная литература

· Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – М., 2002. – 236 с.

· Башкова С.А. Профильно-специализированные компетенции педагогов профессионального обучения /С. А. Башкова, О. В. Тарасюк // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 7. С. 33–35.

· Бондаренко Г.И. Социально-профессиональные ориентиры студентов средних и высших специальных учебных заведений как составная часть регионального человеческого капитала. – Ростов-на-Дону: Терра, 2003. 278 с.

· Герцог Г.А. Особенности подготовки профессионально-педагогических кадров на современном этапе общественного развития / Г. А. Герцог, Е. А. Гнатышина //Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию : сб. науч. трудов / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. – Вып. 1 (42). С. 41–53.

· ДавыдовВ. Н. Корпоративная культура как способ социального взаимодействия и воспитания в вузе // Образование и наука. – 2008. – № 1. – С. 15-23.

· Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 357 с.

· Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003 –352с.

· Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 288 с.

· Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 368 с.

· Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.

· Организация самостоятельной работы студентов по педаогическим дисциплинам: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 139 с.

· Певцова Е. А. Проблемы правового регулирования отношений в области оценки воспитанности и инноваций в вузе: вопросы качества образования // Право и образование. – 2007. – № 6. С. 49-58.

· Певцова Е. А. Основные концепции правового образования // Учитель. 2001. №4. С.18-27.

· Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. 528 с.

· Потеев М.И. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Издат. СПбГИТМИО, 1999. 127 с.

· Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Статистический информационно-аналитический сборник.Общее образование. Региональный аспект. Министерство образования РФ. – Москва. 2002.

· Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. прф.-пед. ун-та, 1996.148 с.

· Технологии интеллектуальных коммуникаций: Учебно-методический комплекс / Под ред. А.В. Венковой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 236 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

· Библиотека Администрации Президента РФ – URL:http//194.226.30/32/book.htm

· Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена – http://lib.herzen.spb.ru

· Российская библиотечная ассоциация – URL:http//www.rba.ru

· Российская национальная библиотека – URL:http//www.rsl.ru

· Межрегиональная ассоциация деловых библиотек – URL:http//www.librory.ru

· Виртуальные библиотеки – URL:http//imin.urc.ac.ru

· Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)

· Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru

· Сетевая электронная библиотека – URL:http//web.ido.ru

· Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

· Университетский банк данных «Ресурс образования» – http://mgou.h11.ru

· http://ref.by/slovari

· http: // www.icahdq.org/ – сайт Международной Ассоциации Коммуникации (The International Communication Assosiation).

· http: // www.e-text.nxt.ru – как написать пресс-релиз.

· http: // www.x-student.ru/articles-study 39.htm

· http: // www.bookresearch.ru/creatingAnnotation.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации