Требования к профессиональным знаниям и умениям студента
Студент должен знать:
Ø функциональные особенности деятельности воспитателя и вожатого в условиях ДОЛ;
Ø особенности социализации детей в условиях ДОЛ;
Ø особенности формирования временного детского коллектива;
Ø методику коллективной творческой деятельности.
Студент должен уметь:
Ø обеспечить охрану здоровья и физического развития воспитанников;
Ø организовать взаимодействие детей через различные формы досуговой деятельности: праздники, соревнования, конкурсы и т.д.;
Ø создать условия для проявления индивидуальных особенностей детей, стимулирования их активности и творчества.
По итогам летней педагогической практики каждый студент предоставляет на кафедру педагогики:
1. характеристику-отзыв о работе с оценкой за работу, подписанную начальником детского оздоровительного лагеря и старшим вожатым или воспитателем, заверенную печатью детского оздоровительного лагеря;
2. разработку одного зачетного воспитательного мероприятия.
3. дневник практики.
При проведении итоговой конференции ставятся и решаются следующие задачи:
- анализ участия студентов в летней педагогической практике;
- обобщение положительного опыта работы в лагере и подготовка к ней;
- анализ трудностей и недостатков, имевших место при проведении практики;
- передача накопленного опыта студентам последующих курсов.
В ходе конференции могут быть использованы следующие приемы:
- коллективное обсуждение предложенных вопросов;
- дискуссии по отдельным вопросам;
- индивидуальные впечатления студентов;
- выставка лучших разработок воспитательных мероприятий студентов;
- ответы на вопросы студентов младших курсов;
- проведение исследования работы студентов в летнем лагере, определение степени овладения полученными знаниями, умениями и навыками (анкетирование, тестирование);
- сообщение итогов летней педагогической практики.
Вопросы для обсуждения на итоговой конференции
1. С какими особенностями ДОЛ или пришкольной площадки вы познакомились в ходе практики?
2. В чем заключается специфика социализации ребенка в условиях временного детского коллектива?
3. Столкнулись ли Вы с проблемами в отношениях с детьми, педагогами, администрацией? Чем они были вызваны?
4. В чем заключались трудности работы: в планировании, в отборе содержания, в организации работы, в решении особых ситуаций (проблемы здоровья детей, нарушение режимных моментов, конфликтные ситуации)?
5. Какие методы работы, формы и направления деятельности оказались наиболее успешными в организации летнего отдыха детей и почему?
Программа курса
«Академия вожатского мастерства»
Пояснительная записка. Детские оздоровительные лагеря являются важным звеном в системе дополнительного образования и воспитания, в частности, внешкольных учреждений различных типов и видов. Современные детские оздоровительные лагеря отличаются от создаваемых в советское время пионерских лагерей. Детские оздоровительные лагеря после перестроечного времени направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.
Особую роль в организации работы детского загородного лагеря играет собственно коллектив отдыхающих ребят, который носит временный характер и отличается рядом специфических особенностей. Профильные смены в оздоровительных лагерях, по признанию многих педагогов, остаются одной из самых перспективных и малозатратных форм организации летнего отдыха детей.
В организации любого типа детских лагерей, трудовых объединений заложены огромные возможности для укрепления здоровья детей. Разработанные программы воспитания, организации досуга на каникулярный период предусматривают различные формы расширения двигательной активности детей и подростков: ежедневную физическую зарядку; спортивные конкурсы, праздники, соревнования, состязания; подвижные народные игры на местности; туристические однодневные и многодневные походы (с эколого-краеведческим заданием); занятия «Школы выживания»; выезды на водоемы, реки, озера.
Формы организации летних смен совершенствуется. Так, начиная с 2003 года многие школы отказались от проведения нескольких смен оздоровительных лагерей, а пошли по пути организации односменного многопрофильного лагеря (профили: туристической направленности, спортивной, эколого-краеведческой, творческая мастерская). Такая форма организации летней смены позволяет:
1. Более эффективно решить проблему педагогических кадров на период работы оздоровительного лагеря (привлекать без ущерба для летнего отпуска учителя наиболее опытных педагогов).
2. Увеличить количество детей, посещающих лагерь, из всех категорий семей.
3. Целенаправленно работать со всеми типами семей по вовлечению родителей в различные формы досуговой деятельности; эффективнее вести работу по профилактике правонарушений детей в летний период.
4. Повысить качество и воспитательную направленность проводимых досуговых мероприятий; осуществлять преемственные связи с воспитательными программами школы; обеспечить личностно-ориентировочный подход в воспитании – развитии детей в период каникул.
Актуальность и практическая значимость проблемы организации летнего отдыха детей и молодежи диктует и особые требования к подготовке педагогов-организаторов летнего отдыха детей. Следует отметить, что процесс подготовки вожатых довольно сложный и трудоемкий, а предложенная ниже программа «Академия вожатского мастерства»является первым этапом в системе их теоретической и практической подготовки к деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.
Своеобразие подхода к подготовке кадров летних объединений связано с необходимостью учета современных представлений о средствах педагогического воздействия на детей в сфере организации их свободного времени:
§ совмещения официальных (деловых) и свободных (неформальных) сфер воспитательного воздействия в процессе создания детских объединений различных видов (отрядов, кружков, клубов) и их организационного оформления;
§ цикличности в развитии педагогического и детского коллектива в соответствии с временным характером деятельности;
§ вариативности воспитательных программ и структур организаций, включающих взрослых и детей в совместный поиск, планирование, организационно-творческую деятельность, анализ и оценку жизни в лагере.
Цель данного курса – создание мотивационно-ценностного и творческого отношения студентов к будущей педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере и осознание на этой основе необходимости самообразования и подготовки к практической работе с временным детским коллективом.
Задачи:
- формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с детьми в ДОЛ;
- углубление и закрепление теоретических знаний и практических умений в решении конкретных социально-педагогических проблем в деятельности вожатого в ДОЛ;
- выявление ценностно-смысловой, личностной, управленческой и методической готовности студентов к деятельности в детском оздоровительном лагере;
- актуализация в педагогическом сознании студентов позитивных представлений о профессиональной значимости, социальном статусе и педагогической роли вожатого.
Анализ литературы по проблеме подготовки студентов к работе в ДОЛ показал, что на современном этапе подготовки кадров для работы в лагере акцент должен смещаться в сторону практического овладения содержательно-технологической стороной воспитательной деятельности, укрепления личностной позиции. Именно поэтому особенностью реализации программы является практическая включенность обучаемых в логику развития лагерной смены, поэтапное участие в каждом из периодов смены (организационный, основной, итоговый) как в роли вожатого, напарника, так и в роли ребенка. Таким образом, программа рассчитана на 12 лекционных и 28 практических занятий. Посещая данный курс, будущие педагоги учатся не только составлять проект отрядной деятельности с учетом логики развития лагерной смены и возрастных закономерностей ребенка, но и разрабатывать новые формы работы в ДОЛ. Происходит изменение позиции по отношению к ребенку, обогащение новыми средствами работы, позволяющими обеспечить физическое, социальное, интеллектуальное, психологическое и морально-нравственное благополучие ребенка. Основным изменением в сознании обучающихся по данной программе является переход от распространенной и ошибочной установки: вожатый обеспечивает досуг ребенка (организует развлекательные мероприятия) к пониманию необходимости создания педагогом условий для приобретения подростком социально-позитивного опыта своего развития.
Основными формами проведения занятий: традиционные (лекции, семинары, практикумы), творческие мастерские, организационно - деятельностные игры, мастерские и мастер-классы.
Предполагаемые результаты:
знания | умения |
организаторские: самоорганизация | |
- что такое план; - как составить план для решения какой-либо проблемы, задачи; - какие качества, знания, умения необходимы вожатому; | - ставить цель на определенный отрезок времени; - демонстрировать и использовать в индивидуальной и совместной деятельности свои вожатские знания и умения; |
работа в команде | |
- как распределять поручения | - находить единомышленников; - работать в команде; |
организация деятельности | |
- как вместе с коллегами придумать идею, обосновать ее; - как разбить отряд на группы; - в чем состоит работа органов самоуправления в ДОЛ | - выполнять свои обязанности в соответствии с функционалом; |
организация дел, игр, мероприятий | |
- как разработать и провести КТД, провести игру; - каким способом можно подготовить дело (творческая, инициативная группы); - какие формы и способы можно использовать для организации детского досуга; | - работать в творческой или инициативной группе; - выполнять какое-либо задание педколлектива по подготовке КТД; |
информационно-аналитические: понятийный аппарат | |
- что такое «активность», «инициатива», «лидер», «организатор», «цель», «результат», «команда», «социальная инициатива», «опыт»; | - оперировать понятиями; |
работа с информацией | |
- какие возможные источники информации существуют; - какими способами можно получать информацию; | - собирать необходимую организационную информацию; |
передача собственного опыта другим | |
- какими способами может происходить обмен опытом; | - обучать коллег и детей тому, что умеет сам; |
анализ деятельности, ее результатов | |
- какими индивидуальными и коллективными способами можно подвести итоги дела, дня, оценить результаты деятельности | - оценивать свои действия, поступки, способности; - анализировать коллективную деятельность |
Общий объем учебной нагрузки по программе курса составляет 80 часов, из них 40 часов – самостоятельная работа. В рамках самостоятельной работы слушатели разрабатывают «Портфолио» - так называемую накопительную папку, где собирают основные формы организации досуга в ДОЛ, накапливают диагностический инструментарий, прикладывают конкретные сценарии воспитательных мероприятий.
Тематическое планирование
Содержание | Кол час. | Форма занятия |
1. Философия и педагогика каникул | лекция | |
2. Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха детей и молодежи | лекция | |
3. Модели организации летнего отдыха | лекция | |
4. Слагаемые успеха лагерной смены - концептуальная, содержательная, инструментальная, кадровая модели смены | лекция | |
5. Психолого-педагогическая характеристика временного детского коллектива | лекция | |
6. Игра и праздник как важнейшие составляющие образовательно-воспитательного процесса в ДОЛ | лекция | |
7. Психолого- педагогические основы профессиональной культуры вожатого. Формирование личностной готовности к работе с детьми в условиях ДОЛ. «Миссия вожатого» | организационно-педагогическая игра | |
8. Принципы и методы планирования работы вожатого | Семинар - практикум | |
9. Игровой блок «Общелагерное и отрядное знакомство» | Тренинг | |
10. Методика разработки сценарного плана мероприятия | Практическое занятие | |
11. Методика организации и проведения отрядных дел | Практическое занятие | |
12. Методика организации и проведения интеллектуальных игровых программ | Практикум | |
13. Игровой практикум | Мастер-класс | |
14. Работа вожатого с отрядом в условиях плохой погоды | Практикум | |
15. Оформительский практикум | Мастерская | |
16. Музыкальный практикум | Мастер-класс | |
17. Танцевальный практикум | Мастер-класс | |
18. Методика организации подвижных и спортивных игр | Практикум |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Философия и педагогика каникул.
Каникулы как особо ценностное и деятельностное пространство образования, альтернативное школе и принципиально важное для развития и саморазвития детей. Функции каникулярного отдыха. Основные ценности философии и педагогики каникул.
Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы организации летнего отдыха детей и молодежи. Государственная поддержка каникулярного отдыха детей и молодежи. Развитие сети отдыха и оздоровления детей. Образовательные учреждения как системообразующий элемент сферы летнего отдыха и оздоровления детей. Особенность последних оздоровительных компаний – усиление их социальной направленности. Организация летнего отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Каникулярный отдых и занятость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрождение ученических трудовых бригад, выездных лагерей труда и отдыха школьнико (ЛТО).
Основные направления развития единого оздоровительного пространства для детей и молодежи. Нормативное и научно-методическое обеспечение деятельности оздоровительных лагерей как социально-педагогическая проблема. Подпрограмма «Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха» в рамках целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».
Развитие инновационных форм отдыха детей, возрождение системы так называемых «малых каникул». Центры разработки инновационных программ организации летнего отдыха - ВДЦ «Океан», ВДЦ «Орленок», Союз детских организаций Томской области «Чудо», детский оздоровительно-образовательный центр туризма «Юнитур», межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю –Питер».
Организация работы с детьми по месту жительства в летний период. Обновление кадрового потенциала летних лагерей. Возрастание спроса на качество оздоровительных и образовательных услуг со стороны родителей.
Традиционные официальные штампы и подходы в педагогической и и культурной практику детских лагерей. Три «золотых» правила педагогики каникул: правило неопределенности, правило создания продукта и правило свободы.
Лекция 2. Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха детей и молодежи.
Законодательные акты и нормативные документы о детском отдыхе: закон РФ «Об образовании», Конституция РФ, КЗоТ, Конвенция по правам ребенка. Правовые основы деятельности вожатого. Организация и оплата труда педагогов в период летнего труда и отдыха школьников.
Медико – санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородном детском оздоровительном центре. Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила». Требования к вожатому по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены. Санитарно-гигиенические требования к состоянию жилых помещений, санузлов, отрядных мест, игровых и «кружковых комнат», водоемов и бассейнов. Требования к одежде детей при различных погодных условиях.
Управленческие аспекты деятельности вожатого. Система должностного подчинения в ДОЛ. Методика организации режимных моментов в ДОЛ. Правила внутреннего распорядка ДОЛ и основные требования к поведению детей. Приемы воздействия на нарушителей, ограничения при наказании. Действия вожатого при организации основных режимных моментов: подъем, зарядка, санитарно-гигиенические процедуры, линейка, организация питания, тихий час, дискотеки, отбой. Учет возрастных особенностей детей при организации режимных моментов.
Профессиональные и личностные качества вожатого. Этика вожатого. Конфликты в условиях детского оздоровительного центра и стратегии выхода из них.
Экстремальные ситуации в ДОЛ и особенности действия вожатого в них. Виды экстремальных ситуаций и порядок действий вожатого при их наступлении: пожар, гроза, ураган, дорожно-транспортное происшествие, ЧП во время купания, потеря ребенка во время прогулки, несанкционированное отсутствие ребенка в отряде, конфликт с местной молодежью.
Лекция 3. Модели организации летнего отдыха.
История лагерного движения. Приют княгини Шаховской Е.Ф. как прообраз первого в России оздоровительного лагеря (1884 год). Основные этапы развития детского отдыха и оздоровления. Лагеря подростков и юношества в период русского скаутства. Пионерские лагеря как следствие создания детской организациив 20-е годы. Идеология летних лагерей с 30-х годов 20 века по сегодняшний день.
Приоритетные ценности педагогической идеологии в условиях каникулярного лета. Традиционная и альтернативная типологизации форм летнего отдыха. Основные виды (типы) профильных лагерей: гражданско-патриотические лагеря, лагеря актива,туристско-краеведческие лагеря, творческие лагеря, экологические лагеря, спортивно-оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха. Современный лагерь – это лагерь, работающий по вариативным программам.
Игровые модели организации деятельности детей в ДОЛ: сюжетно-ролевая модель, имитационная модель, деловая модель. Проектно-исследовательская модель организации ДОЛ. Коммуникативная модель организации деятельности ДОЛ как самая перспективная в мировой педагогике.
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря. Специфика воспитательной работы в ДОЛ в современных социально-экономических условиях: цели, задачи, основные функции, воспитательные возможности.
Лекция 4. Слагаемые успеха лагерной смены - концептуальная, содержательная, инструментальная, кадровая модели смены
Принципы и методики планирования работы вожатого в ДОЛ. Смена как определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач. Структура смены: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный.
Характеристика комплексной организации смены детского оздоровительного лагеря: организационный, основной и заключительный периоды.
Организационный период: понятие, основные задачи деятельности вожатого, действия вожатого перед заездом детей в лагерь, особенности организации заезда, первый день в лагере, факторы обеспечения эффективности оргпериода, содержание основных дел.
Основной период: понятие, задачи вожатого, требования к организации жизни детей в отряде, виды и алгоритмы ключевых дел с мены, отрядный огонек, творческие конкурсы, дни рождения и т.п.
Заключительный период: понятие, основные задачи деятельности вожатого, особенности данного периода, действия вожатого в предпоследний и последний дни смены, организация отъезда детей.
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря. Специфика воспитательной работы в ДОЛ в современных социально-экономических условиях: цели, задачи, основные функции, воспитательные возможности.
Лекция 5. Психолого-педагогическая характеристика временного детского коллектива.Отряд как временный детский коллектив (ВДК). Особенности формирования временного детского коллектива в ДОЛ. Законы лагерной жизни. Социально - психологические процессы в ВДК: адаптация, коммуникация, идентификация и интеграция. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастных отрядах. Некоторые особенности установления первичного контакта во временном детском коллективе
Лекция 6. Игра и праздник как важнейшие составляющие образовательно-воспитательного процесса в ДОЛ.
Игра как социальное явление и психолого-педагогическая категория. Сущность и функции игры в структуре досуга. Основные теории происхождения игры.
Типология игр: по содержанию, по форме, по месту и времени проведения, по составу и количеству участников, по наличию или отсутствию необходимых для игр аксессуаров. Характеристика конкретных видов игр.
Структура игры. Правила игры и требования к ним. Драматургия игры.
Праздник: понятие, виды, структура. Технология организации праздничных программ.
Практические занятия
Занятие 1.
Психолого- педагогические основы профессиональной культуры вожатого.
Цель занятия: выявление ценностно-смысловой, личностной, управленческой и технологической готовности студентов к деятельности в детском оздоровительном лагере.
Форма занятия - организационно-педагогическая игра «Готовы ли Вы к лету?»
Содержание и структура игры:
1 этап. «Ценностно-смысловая готовность вожатого».