Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры
У множества так называемых варварских народов, находившихся на различных уровнях социального развития, но в целом на стадии разложения родоплеменного строя, сохранялись свои традиционные формы воспитания. Кельты, известные также как «галлы» и «гелаты» – народ Центральной и Западной Европы – воспитывали у юношей такие качества, как храбрость воина, гостеприимство домохозяина, благопристойный внешний вид при любых обстоятельствах, красноречие собеседника. Воспитание кельтской молодежи было сосредоточено в руках жрецов-друидов, которые исполняли и судейские обязанности. Обучение детей осуществлялось в устной форме.
Гай Юлий Цезарь (102–104 до н.э.) в шестой книге своих «Записок о галльской войне» писал: «Друиды принимают деятельное участие в делах благочестия, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом». Эти «науки», судя по описанию Цезаря, привлекали внимание даже образованных римлян, которые считали полезным посылать своих сыновей для обучения в Галлию и Британию.
Кельтский фольклор, эпические произведения, особенно саги о народном герое Кухулине, восходящие к первым векам нашей эры, дают в общих чертах представление о кельтском традиционном воспитании. Из них видно, что мальчики из благородных семей воспитывались в доме друида или вождя, объединяясь в группы сверстников. Эпические сказания называют учителя «приемным отцом». Герой Кухулин и его сотоварищи проходили науку в доме вождя: «Блестящи, статны, прекрасны были доблестные воины, люди Улада, собиравшиеся в этом доме. В нем происходило много великих собраний всякого рода и дивных увеселений. Были там игры, музыка, пение, герои показывали подвиги ловкости, поэты пели свои песни, арфисты и музыканты играли на своих инструментах...» Образованность Кухулина, достигшего должного возраста, описывается в следующих словах: «Многими дарами обладал он: прежде всего даром мудрости... далее – даром подвигов, даром игры в разные игры, даром счета, даром пророчества, даром проницательности». Помимо этого герой получил военно-физическую подготовку и выработал в себе качества настоящего воина. Невеста Кухулина также воспитывалась в кругу сверстниц в доме «владычицы земли». В формировании ее личности принимали участие все лучшие женщины рода, мастерицы и знахарки.Вот в каких словах в эпосе раскрывается образованность кельтской девушки: «Она обладала... даром красоты, даром пения, даром сладкой речи, даром шитья, даром мудрости, даром чистоты».
В V в. н.э. кельты были обращены в христианство. Однако традиционное внимание к вопросам обучения и воспитания получило свое продолжение в новых формах. Не случайно многие британские и ирландские монахи, потомки кельтов, стали известными учителями и просветителями в раннесредневековой Европе.
У германцев, которые со II в. до н.э. вели непрерывную войну с Римом, не было специальных лиц, ответственных за воспитание юношей, которое осуществлялось в общине, а с определенного возраста – в дружине, военном отряде. Цезарь, повествуя о племени свевов, нарисовал такую картину общинной организаций воспитания: «Вся жизнь их проходит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохраняют целомудрие, тем больше им славы...» Цезарь обращал внимание также и на различные приемы закаливания, разнообразные военные упражнения, приучение юношества к тяготам сурового образа жизни, на заботу о физическом развитии. Все это высоко ценилось у германцев.
У германцев был принят обряд посвящения во взрослые, состоявший из серии испытаний в народном собрании под руководством старейшин. Так, в сочинении римского историка Тацита (ок. 58–117 н.э.) «Германия» говорится, что у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие «до тех пор, пока община не признает его достойным. Когда... кто-нибудь из старейшин, либо отец, либо родственники не украшают юношу щитом и фрамеей (мечом); это их «тога», это первое юношеское отличие...» Нужно иметь в виду, что у римлян облачение 16-летнего юноши в тогу являлось признанием совершеннолетия. После этого германские юноши должны были доказать свою взрослость, совершив какой-либо подвиг. Как свидетельствует Тацит, они не брились до тех пор, пока не убивали врага: «Только после крови и военной добычи открывали они свое лицо, считая, что только тогда они расплатились за свое рождение и стали достойными своего отечества и родителей». Старые заслуженные воины становились наставниками молодежи, учителями жизни.
С IV–V вв., когда началось переселение германских племен, их традиция воинско-общинного воспитания широко распространилась по всей Европе, оказав сильное влияние на складывавшуюся в средние века систему рыцарского воспитания и даже на монастырское воспитание. Так, устав бенедиктинцев, первого монашеского ордена в Западной Европе, требовал создания в стенах монастырей не только школ и скрипториев – мастерских для переписывания рукописей, но и воинских отрядов. Молодые монахи воспитывались одновременно и как книжные люди, и как воины, а средневековые рыцари стали стремиться не только к военным победам, но и к идеалу «воина Христова».
В эпоху эллинизма и затем в рамках римской цивилизации сформировался «школьный канон» – цикл «семи свободных искусств», составивших в средние века содержание школьного образования. Мировоззрение христианства и его воспитательные идеалы явились одним из источников духовного развития в эпоху европейского средневековья.
В общем, можно сделать вывод, что к началу средневековья в Европе на развалинах западной части бывшей Римской империи в области воспитания, образования и школьного дела существовала чрезвычайно пестрая картина. В римских патрицианских семьях и в исчезающих вместе с городской цивилизацией школах сохранялись еще элементы угасающей античности. В то же время в христианских монастырях римский школьный канон – семь свободных искусств – становился первой ступенью образования, предшествующей изучению богословия. В этих новых центрах просвещения готовили служителей церкви.
Одновременно набирало силу массовое христианское движение, проповедовавшее новую нравственность, противоречившую античному идеалу образованного человека. Христианская практика религиозного воспитания не требовала школьных форм обучения. В связи с этим можно утверждать, что теоретико-педагогическая мысль «отцов церкви» значительно уступала тому, что было создано греко-римской культурой, она развивалась исключительно в рамках теологии. Хлынувшая в пределы нового мира стихия различных племенных культур в условиях складывавшейся феодальной государственности нуждалась в объединяющей силе христианства, в его церковной организации и была равнодушна к культуре греко-римского мира.
В целом сложная социальная картина того времени, постоянные войны и бытовая неустроенность отрицательно сказывались на развитии школьного дела. Педагогическая мысль стала частью богословия, а школы замкнулись в стенах монастырей.
Рекомендуемая литература
Античная Греция: В 2 т. Т.2. М., 1983.
Античная литература.Рим. М., 1988.
Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.
Античные риторики. М., 1978.
Антология кинизма: фрагменты сочинений кинических философов. М., 1984.
Аракелян Б.Н., Алаян Ц.П., Парсамян В.А. История армянского народа / Под ред. В.А. Парсамяна. Ереван, 1983.
Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М.,1984.
Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.
Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983.
Быт и история в античности.М., 1988.
Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.
Винничук Л. Люд, нравы и обычаи Древней Грециии Рима. М., 1988.
Геродод. Мимиамбы. Менандр. Комедии.М., 1966.
Гомер. Илиада. М., 1987.
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М., 1935.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940.
История Грузии: Учеб. пособие / Под ред. Бердзенишвили. Тбилиси, 1962.
История Древнего Рима. М., 1981.
История Древней Греции. М., 1986.
Ирландские саги. 2-е изд. / Пер., предисл., вступ. ст. и коммент. А.А. Смирнова. Л.; М., 1933.
Истрин В. Возникновение и развитие письма. М., 1965.
Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. Ч. 1–2. Спб., 1834.
Ксенофонт. Киропедия. М., 1976.
Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 1935.
Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989.
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура.М., 1991.
Платон. Диалоги. М., 1986.
Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М., 1961–1964.
Похищение быка из Куальнге / Изд. подг. Т.А. Михайлова, С.В. Шкунаев. М., 1985.
Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.
Сенека А.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.
Тацит П.К. Сочинения. Т. 1-2. М.; Л., 1969.
Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1977.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974.
Цицерон М.Т. Трактаты об ораторском искусстве. М., 1972.
Глава 4