Темы контрольных работ. Самостоятельная работа студентов по социальной педагогике

Самостоятельная работа студентов по социальной педагогике

Основные требования к оформлению контрольной работы

1. Титульный лист

Югорский государственный университет

Гуманитарный институт

Направление_____

Группа______________

Контрольная работа по______________________________

дисциплина

Номер варианта, тема________

_________________ семестр 200___ - 200___ _учебного года

осенний, весенний

Студент______________

фамилия, имя, отчество

Дата предоставления на проверку______________________

2. Тему и вопросы в контрольной работе надо перепи­сать полностью без сокращений. Для замечаний препода­вателя на страницах оставлять поля.

3 Внимательно ознакомиться с темой и основными вопросами контрольной работы. Просмотрите список рекомендованной литературы, выберите необходимые источники, прочитайте материал, осмыслите прочитанное, и затем приступайте к изложению основных вопросов. Не переписывайте механически разделы учебников, анализируйте материал, выделяйте основное, систематизируйте, можно представлять часть материала графически, в виде схем, таблиц, рисунков.

4. В контрольной можно использовать примеры из дополнительной литературы, жизненного или профессионального опыта.

5. Студент должен быть готов во время зачета или экза­мена дать пояснения по теме соответствующей контрольной работы.

Объем контрольной работы 10 - 15 печатных страниц. Материалы работы располагаются в следующей последовательности:

1) титульный лист (1стр.);

2) содержание (1стр);

3) введение (1стр.);

4) основная часть (не менее 10 стр.);

5) заключение (1 стр.);

6) литература (1стр.);

7) приложения, если они планируются.

Текст работы пишется только с одной стороны листа. Текст печатается шрифтом Times New Roman, размер 14 , интервал 1.5, при отступах (обычное) от левого края 3 см, правого – 1,5 см, верхнего и нижнего - 2 см. Список литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов в соответствии с последними требованиями по оформлению научных работ. Список литературы содержит все использованные литературные источники, представленные в списке в алфавитном порядке по нарастающей нумерации, включая те, на которые автор делает ссылки в тексте. Адреса сайтов располагаются в конце списка литературы.

7. Письменная работа должна быть подшита.

Выбор темы контрольной работы.

Студент выбирает тему контрольной работы в соответствии с номером в общем списке группы.

Темы контрольных работ

Тема 1. Благотворительность и милосердие как культурно-истори­ческие

традиции социально-педагогической деятельности.

1. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность».

2 Этапы развития благотворительности в России.

3.Исторические предпосылки введения профессии «социальный педагог» в России.

Тема2. Профессиональная деятельность социального педагога.

1.Профессиональная деятельность педагога и социального пе­дагога:

общие и отличительные признаки профессии.

2.Функции деятельности социального педагога.

3.Личностные качества социального педагога. Профессиональная

компетентность соци­ального педагога, его квалификационная

характеристика.

Тема 3. Система профессиональной подготовки социальных педа­гогов.

1.Принципы и система непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов.

2.Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования.

3.Моно- и многоступенчатая подготовка социального педагога в вузе. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.

Тема 4. Социальная педагогика как наука и как сфера практичес­кой деятельности

1.Социальная педагогика в системе наук о человеке.

2.Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

3.Социальная педагогика как область практической деятельности. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

Тема5. Процесс социализация личности

1. Ребенок и закономерности его социализации.

2.Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка.

3.Влияние наследственности и среды на развитие ребенка.

Тема 6. Мега-макро факторы социализации личности

1.Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.

2. Этнокультурные условия социализации.

3.Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление.

Тема7. Мезофакторы социализации личности

1.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.

2. Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности различия. 3.Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации

Тема 8. Микрофакторы социализации личности

1.Семья и домашний очаг.Соседство и микросоциум.

2.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников: возрастные особенности; типология групп.

3.Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные.

Тема 9. Институты воспитания.

1.Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности.

2. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.

3. Семья как институт социализации личности.

Тема 10. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.

1.Сущность понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.

2.Физические отклонения в здоровье ребенка и их влияние на процесс его развития. .Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Социальные нормы и отклонения в развитии.

3. Роль психолого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклонений от нормы.

Тема11. Принципы социальной педагогики.
1.Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов в социальной педагогике. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации.

2.Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. 3.Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченны­ми возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.

Тема12. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.

1.Сущность понятия «методика социально-педагогической де­ятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки.

2. Методы убеждения, упражнения и коррекции в со­циальной педагогике. 3.Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.

Тема13. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
1.Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ре­бенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология.

2.Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоци­альной семьей, семьей ребенка-инвалида.

3.Формы социально-педагогической помощи семье

Тема14. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

1.Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

2.Исторические корни современной системы опеки и попечительства.

3.Социаль­но-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат; деятельность социального педагога в этих учреждени­ях.

Тема15. Девиации как социально-педагогическая проблема.

1.Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков.

2. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков.

3.Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки.

Тема16. Алкоголизм как форма проявления девиантного noведения детей.

1.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

2. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.

3. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

Тема17. Наркомания как форма проявления девиантного поведе­ния детей

1.Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема.

Особенности подростковой наркомании.

2.Классифи­кация и типы наркотиков, употребляемых подростками.

3.Стадии разви­тия подростковой наркомании. При­чины и последствия подростковой наркомании.

Тема18. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.

1.Преступность несовершеннолетних как социально-neдагогическая проблема. 2.Причины и последствия преступности несовершеннолетних.

3.Социальные и психолого-педагоги ческие особенности несовершеннолетнего осужденного.

Тема19. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

1.Специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы.

2.Специальные профессиональные училища.

3.Воспитательные колонии: цели, задачи и особенности их работы.

Тема 20. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

1. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.

2. Социализирующие функции и механизмы. Функции религии в обществе.

3. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической

деятельности.

Каждому студенту во второй части контрольной работы необходимо найти в специальной литературе, например, источник 3 основной литературы в списке литературы см. ниже, представить социально-педагогическую ситуацию, ее анализ и решение.

Литература

А). Базовый учебник. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для бакалавров и для студентов вузов по направлению 050400 "Психолого-педагогическое образование" / под ред.: В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. - Москва : Юрайт, 2012. - 405 с. - (Бакалавр)

Б). Основная

1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов / А. В. Мудрик ; [рец. Л. И. Новикова]. - 6-е изд., пераб. и доп. - Москва : Академия, 2007. – 223

2.Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие / Т. В. Лодкина ; [рец. : И. Н. Андреева, А. Ф. Чуянов]. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008.

3. Галагузова А.Н.., Социально-педагогические задачи. [Текст] / А.Н. Галагузова., М.А.Галагузова., И.А.Ларионова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2008.-191с.

В). Дополнительная литература

 

1. Басов Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 (050711) "Социальная педагогика" / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко ; [рец. : С. Н. Касаткина, М. А. Ковальчук]. - Москва : Академия, 2006.

2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.,1994.

3. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Историч. очерк. – М., 1993.

4. Благотворительные организации социальной направленности. – М., 1998.

5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова ; [рец. : Г. Н. Филонов, В. Д. Семенов]. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2006. - 439,

6. Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. и специальности "Социальная работа" / В. М. Васильчиков. - Москва : Академия, 2009. - 335,

7. Дроздецкая, Ирина Александровна. Управление социальными системами [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов всех форм обучения / И. А. Дроздецкая ; Том. гос. пед. ун-т. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2011.

8. Еремеева, Людмила Ивановна. Практикум по социальной педагогике [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. И. Еремеева ; Югор. гос. ун-т. - Ханты-Мансийск : РИЦ ЮГУ, 2007. - 39 с. - Библиогр. в конце тем. - 55 экз. –

9. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М., 2000.

12. Комаров М.С. Введение в социологию-М., 1994.

13. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

14. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.

15. Лефарг П. Благотворительность. – М., 1988.

16. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 1987.

17. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для род. – М., 1996.

18. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999.

19. Менеджмент социальной работы /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. – М., 2001.

20. Mид М. Культура и мир детства- М., 1988.

21. Мудрик А.В. Социализация и “смутное время”. – М., 1991.

22. Мудрик А.В. Виктимология // Магистр. 1992, май.

23. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.

24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.,2001.

25. Ольшанский В.Б. Психология – практикум: учителям, родителям и руководителям. – М., 1996.

26. Организация работы с неблагополучной семьей: Методические рекомендации. – Екатеринбург, 1997.

27. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России. – Вопросы психологии, №3, 2001.

28. Прихожан А.М., Толстых И.Н. Дети без семьи. – М., 1990.

29. Психологические проблемы изучения неформальных молодёжных объединении -М.,1988

30. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М.Пановой и .И.Холостовой: В 2 т. – М., 1997.

31. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.

32. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Екатеринбург, 1995.

33. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматичеких стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологически журнал. - 1992, т. 13. №2. -С.14-ЗО.

34. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. – М., 1994.

35. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / [П. Д. Павленок и др.] ; под ред. П. Д. Павленка. - Москва : Дашков и К°, 2004. - 235 с

36. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/ Л.С. Алексеева и др.-М.,1999.

37. Шептенко П.А.,Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.- М.,2007

Электронные ресурсы

Ссылка на информационный ресурс Наименование ресурса в электронной форме Доступность
1. \\fs.edu.ugrasu.\Resources\Институт гуманитарный\Кафедра ПиП\ Еремеева Л.И. Локальная сеть ЮГУ Доступ в локальной сети ЮГУ
2. http://elibrary.ru Научная электронная библиотека elibrary.ru Авторизованный доступ
3. http://e.lanbook.com ЭБС издательства «Лань» Авторизованный доступ
4. http://znanium.com ЭБС«ZNANIUM.COM» Авторизованный доступ

Информационные ресурсы.

Ø Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/)

Ø Электронная библиотека открытого доступа с тематическим каталогом

Ø (сайт http://www.kodges.ru/)

Ø Открытая электронная библиотека с системой поиска периодики и книг по их названиям и имени автора (сайт http://lib.prm.ru/)

Ø Открытая электронная библиотека с системой поиска периодики и книг по их названиям и имени автора (сайт http://lib.prm.ru/)

Ø Научная электронная библиотека на сайте Российского фонда фундаментальных исследований

Ø Открытая электронная библиотека факультета психологии МГУ им. Ломоносова

Ø Электронная библиотека РГСУ(http://d-learning.ru/)

Ø http://www.sinergi.ru/dok/sbor32/sbor32_l 2.asp

Ø http://www.library.by/data/003/094.htm

Ø http://www.altai.fio.ru/projects/SCHOOL/vlasiha/la...

Ø http://www. Учитель.ru

Ø http://www.biblioclub.ru/

Наши рекомендации