Темы контрольных работ. Самостоятельная работа студентов по социальной педагогике
Самостоятельная работа студентов по социальной педагогике
Основные требования к оформлению контрольной работы
1. Титульный лист
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Направление_____
Группа______________
Контрольная работа по______________________________
дисциплина
Номер варианта, тема________
_________________ семестр 200___ - 200___ _учебного года
осенний, весенний
Студент______________
фамилия, имя, отчество
Дата предоставления на проверку______________________
2. Тему и вопросы в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах оставлять поля.
3 Внимательно ознакомиться с темой и основными вопросами контрольной работы. Просмотрите список рекомендованной литературы, выберите необходимые источники, прочитайте материал, осмыслите прочитанное, и затем приступайте к изложению основных вопросов. Не переписывайте механически разделы учебников, анализируйте материал, выделяйте основное, систематизируйте, можно представлять часть материала графически, в виде схем, таблиц, рисунков.
4. В контрольной можно использовать примеры из дополнительной литературы, жизненного или профессионального опыта.
5. Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по теме соответствующей контрольной работы.
Объем контрольной работы 10 - 15 печатных страниц. Материалы работы располагаются в следующей последовательности:
1) титульный лист (1стр.);
2) содержание (1стр);
3) введение (1стр.);
4) основная часть (не менее 10 стр.);
5) заключение (1 стр.);
6) литература (1стр.);
7) приложения, если они планируются.
Текст работы пишется только с одной стороны листа. Текст печатается шрифтом Times New Roman, размер 14 , интервал 1.5, при отступах (обычное) от левого края 3 см, правого – 1,5 см, верхнего и нижнего - 2 см. Список литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов в соответствии с последними требованиями по оформлению научных работ. Список литературы содержит все использованные литературные источники, представленные в списке в алфавитном порядке по нарастающей нумерации, включая те, на которые автор делает ссылки в тексте. Адреса сайтов располагаются в конце списка литературы.
7. Письменная работа должна быть подшита.
Выбор темы контрольной работы.
Студент выбирает тему контрольной работы в соответствии с номером в общем списке группы.
Темы контрольных работ
Тема 1. Благотворительность и милосердие как культурно-исторические
традиции социально-педагогической деятельности.
1. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность».
2 Этапы развития благотворительности в России.
3.Исторические предпосылки введения профессии «социальный педагог» в России.
Тема2. Профессиональная деятельность социального педагога.
1.Профессиональная деятельность педагога и социального педагога:
общие и отличительные признаки профессии.
2.Функции деятельности социального педагога.
3.Личностные качества социального педагога. Профессиональная
компетентность социального педагога, его квалификационная
характеристика.
Тема 3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов.
1.Принципы и система непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов.
2.Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
3.Моно- и многоступенчатая подготовка социального педагога в вузе. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.
Тема 4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
1.Социальная педагогика в системе наук о человеке.
2.Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Объект и предмет исследования социальной педагогики.
3.Социальная педагогика как область практической деятельности. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
Тема5. Процесс социализация личности
1. Ребенок и закономерности его социализации.
2.Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка.
3.Влияние наследственности и среды на развитие ребенка.
Тема 6. Мега-макро факторы социализации личности
1.Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.
2. Этнокультурные условия социализации.
3.Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление.
Тема7. Мезофакторы социализации личности
1.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.
2. Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности различия. 3.Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации
Тема 8. Микрофакторы социализации личности
1.Семья и домашний очаг.Соседство и микросоциум.
2.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников: возрастные особенности; типология групп.
3.Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные.
Тема 9. Институты воспитания.
1.Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности.
2. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.
3. Семья как институт социализации личности.
Тема 10. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.
1.Сущность понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.
2.Физические отклонения в здоровье ребенка и их влияние на процесс его развития. .Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Социальные нормы и отклонения в развитии.
3. Роль психолого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклонений от нормы.
Тема11. Принципы социальной педагогики.
1.Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов в социальной педагогике. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации.
2.Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. 3.Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченными возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.
Тема12. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.
1.Сущность понятия «методика социально-педагогической деятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки.
2. Методы убеждения, упражнения и коррекции в социальной педагогике. 3.Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.
Тема13. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
1.Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология.
2.Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида.
3.Формы социально-педагогической помощи семье
Тема14. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.
1.Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
2.Исторические корни современной системы опеки и попечительства.
3.Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат; деятельность социального педагога в этих учреждениях.
Тема15. Девиации как социально-педагогическая проблема.
1.Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков.
2. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков.
3.Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки.
Тема16. Алкоголизм как форма проявления девиантного noведения детей.
1.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
2. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.
3. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.
Тема17. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей
1.Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема.
Особенности подростковой наркомании.
2.Классификация и типы наркотиков, употребляемых подростками.
3.Стадии развития подростковой наркомании. Причины и последствия подростковой наркомании.
Тема18. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.
1.Преступность несовершеннолетних как социально-neдагогическая проблема. 2.Причины и последствия преступности несовершеннолетних.
3.Социальные и психолого-педагоги ческие особенности несовершеннолетнего осужденного.
Тема19. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
1.Специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы.
2.Специальные профессиональные училища.
3.Воспитательные колонии: цели, задачи и особенности их работы.
Тема 20. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
1. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.
2. Социализирующие функции и механизмы. Функции религии в обществе.
3. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической
деятельности.
Каждому студенту во второй части контрольной работы необходимо найти в специальной литературе, например, источник 3 основной литературы в списке литературы см. ниже, представить социально-педагогическую ситуацию, ее анализ и решение.
Литература
А). Базовый учебник. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для бакалавров и для студентов вузов по направлению 050400 "Психолого-педагогическое образование" / под ред.: В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. - Москва : Юрайт, 2012. - 405 с. - (Бакалавр)
Б). Основная
1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов / А. В. Мудрик ; [рец. Л. И. Новикова]. - 6-е изд., пераб. и доп. - Москва : Академия, 2007. – 223
2.Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие / Т. В. Лодкина ; [рец. : И. Н. Андреева, А. Ф. Чуянов]. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008.
3. Галагузова А.Н.., Социально-педагогические задачи. [Текст] / А.Н. Галагузова., М.А.Галагузова., И.А.Ларионова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2008.-191с.
В). Дополнительная литература
1. Басов Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 (050711) "Социальная педагогика" / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко ; [рец. : С. Н. Касаткина, М. А. Ковальчук]. - Москва : Академия, 2006.
2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.,1994.
3. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Историч. очерк. – М., 1993.
4. Благотворительные организации социальной направленности. – М., 1998.
5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова ; [рец. : Г. Н. Филонов, В. Д. Семенов]. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2006. - 439,
6. Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. и специальности "Социальная работа" / В. М. Васильчиков. - Москва : Академия, 2009. - 335,
7. Дроздецкая, Ирина Александровна. Управление социальными системами [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов всех форм обучения / И. А. Дроздецкая ; Том. гос. пед. ун-т. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2011.
8. Еремеева, Людмила Ивановна. Практикум по социальной педагогике [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. И. Еремеева ; Югор. гос. ун-т. - Ханты-Мансийск : РИЦ ЮГУ, 2007. - 39 с. - Библиогр. в конце тем. - 55 экз. –
9. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М., 2000.
12. Комаров М.С. Введение в социологию-М., 1994.
13. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
14. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.
15. Лефарг П. Благотворительность. – М., 1988.
16. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 1987.
17. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для род. – М., 1996.
18. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999.
19. Менеджмент социальной работы /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. – М., 2001.
20. Mид М. Культура и мир детства- М., 1988.
21. Мудрик А.В. Социализация и “смутное время”. – М., 1991.
22. Мудрик А.В. Виктимология // Магистр. 1992, май.
23. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.
24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.,2001.
25. Ольшанский В.Б. Психология – практикум: учителям, родителям и руководителям. – М., 1996.
26. Организация работы с неблагополучной семьей: Методические рекомендации. – Екатеринбург, 1997.
27. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России. – Вопросы психологии, №3, 2001.
28. Прихожан А.М., Толстых И.Н. Дети без семьи. – М., 1990.
29. Психологические проблемы изучения неформальных молодёжных объединении -М.,1988
30. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М.Пановой и .И.Холостовой: В 2 т. – М., 1997.
31. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.
32. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Екатеринбург, 1995.
33. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматичеких стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологически журнал. - 1992, т. 13. №2. -С.14-ЗО.
34. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. – М., 1994.
35. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / [П. Д. Павленок и др.] ; под ред. П. Д. Павленка. - Москва : Дашков и К°, 2004. - 235 с
36. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/ Л.С. Алексеева и др.-М.,1999.
37. Шептенко П.А.,Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.- М.,2007
Электронные ресурсы
№ | Ссылка на информационный ресурс | Наименование ресурса в электронной форме | Доступность |
1. | \\fs.edu.ugrasu.\Resources\Институт гуманитарный\Кафедра ПиП\ Еремеева Л.И. | Локальная сеть ЮГУ | Доступ в локальной сети ЮГУ |
2. | http://elibrary.ru | Научная электронная библиотека elibrary.ru | Авторизованный доступ |
3. | http://e.lanbook.com | ЭБС издательства «Лань» | Авторизованный доступ |
4. | http://znanium.com | ЭБС«ZNANIUM.COM» | Авторизованный доступ |
Информационные ресурсы.
Ø Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/)
Ø Электронная библиотека открытого доступа с тематическим каталогом
Ø (сайт http://www.kodges.ru/)
Ø Открытая электронная библиотека с системой поиска периодики и книг по их названиям и имени автора (сайт http://lib.prm.ru/)
Ø Открытая электронная библиотека с системой поиска периодики и книг по их названиям и имени автора (сайт http://lib.prm.ru/)
Ø Научная электронная библиотека на сайте Российского фонда фундаментальных исследований
Ø Открытая электронная библиотека факультета психологии МГУ им. Ломоносова
Ø Электронная библиотека РГСУ(http://d-learning.ru/)
Ø http://www.sinergi.ru/dok/sbor32/sbor32_l 2.asp
Ø http://www.library.by/data/003/094.htm
Ø http://www.altai.fio.ru/projects/SCHOOL/vlasiha/la...
Ø http://www. Учитель.ru
Ø http://www.biblioclub.ru/