Организация самостоятельной работы студентов
№ | Название тем | Задания | Время выполнения | Форма контроля |
Педагогика как наука, основные категории педагогики | Составить тезаурус основных категорий педагогики | контрольная работа, тестирование | ||
Составить таблицу «Основные концепции и подходы к изучению педагогических явлений» | контрольная работа, сообщение | |||
Сделать развернутый анализ одной из концепций | контрольная работа | |||
Сделать презентацию на одну из тем «Место педагогики в системе общенаучных знаний о человеке и обществе», «Роль обучения и воспитания в развитии личности», «Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса» | представление и защита презентации | |||
Нарисовать схему: «Взаимосвязь основных категорий педагогики» | защита | |||
Педагогический процесс как основная категория педагогики | Сделать конспект Главы 6 «Педагогическое взаимодействие в воспитании» учебника М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой Теория и методика воспитания. - М., 2004. | контрольная работа, тестирование | ||
Сделать презентацию на тему «Решение педагогических задач» по книге Л.Ф. Спирина Теория и технология решения педагогических задач. – М., 1997. | представление и защита презентации | |||
Субъекты педагогического процесса | Разработать варианты диагностики для выявления культурных особенностей учащихся, их учебных и жизненных затруднений с учетом возрастных особенностей, провести апробацию, определить каким образом данные диагностики позволят определить возможности личностного потенциала учащихся для построения педагогического процесса. Подготовить для апробации в практике диагностические листы или графы изучения особенностей учащихся. | проверка диагностических листов | ||
Важность педагогической профессии для социально- экономического развития страны Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования | Сделать презентацию на тему «Роль учителя в обществе» | представление и защита презентации | ||
Составить профессиограмму учителя | защита | |||
Подобрать методики диагностики личностных качеств учителя, провести самодиагностику, составить психологический портрет себя как учителя | психологический портрет | |||
Составить программу самообразования учителя | проверка и оценка программы самообразования | |||
Составить личную профессиональную перспективу | защита | |||
Подготовить сообщение к семинару | выступление на семинаре | |||
Написать основные требования, касающиеся аттестации учителя | тестирование | |||
Написать эссе на тему «Учитель новой школы» | проверка эссе | |||
На основе документов министерства образования выписать основные ценности профессиональной деятельности учителя | выступление на семинаре | |||
Составить программу профориентационной работы со старшеклассниками, направленную на формирование представлений и мотивов, связанных с выбором профессии учителя | защита программы | |||
Методология педагогических исследований | Проанализируйте с точки зрения этапов и подбора методов исследования один – два автореферата диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук | письменная работа | ||
Сформулируйте одну из педагогических проблем, докажите актуальность ее решения на основе пилотажного исследования | отчет | |||
Обобщите педагогический опыт одного из учителей | презентация опыта работы учителя |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для проведения занятий по курсу используются проблемные методы обучения (проблемные лекции), учебный диалог, дискуссия, информационные технологии обучения.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
- Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии.
- Педагогические специальности и перспективы развития педагогической профессии.
- Понятие педагогической деятельности, ее сущность, задачи и функции. Гуманистический характер педагогической деятельности.
- Основные виды профессиональной деятельности педагога и их структура.
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиограмма общепедагогическая.
- Профессиональная компетентность педагога, ее сущность и содержание.
- Содержание, формы и методы профессионально-педагогической подготовки в системе высшего педагогического образования.
- Педагогические способности, их структура.
- Основы профессионального самовоспитания педагога.
- Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции и проблемы педагогики.
- Категориальный аппарат педагогики.
- Связь педагогики с другими науками.
- Структура педагогики науки.
- Целостный педагогический процесс. Структура педагогического процесса, его закономерность.
- Взаимодействие педагогов и учащихся в педагогическом процессе.
- Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.
- Функции и противоречия педагогического процесса.
- Методология педагогической науки и ее уровни.
- Методологические принципы педагогических исследований.
- Фундаментальные и прикладные исследования. Программа исследования.
- Система методов и методика педагогического исследования.