Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
Формирование экономической позиции школьников, экономическое воспитание в целом осуществляется в процессе изучения учебных предметов (истории, географии, химии, биологии, математики, технологии или трудового обучения и других); в процессе внеклассной воспитательной работы и факультативных занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности.
Для формирования экономической позиции личности необходимо в рамках учебных предметов, а также сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности учащихся. Например, на уроках физики, биологии, химии школьники узнают об использовании в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда, на уроках математики решают задачи экономического содержания, на уроках информатики овладевают компьютерной грамотностью.
В Республике Беларусь разработаны программы факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (А. В. Ботько и другие). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, труде, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, организации трудовой деятельности в семье, экономии в быту, торговле, цене, экономических ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, роли банков в экономике и т. п. У младших школьников необходимо формировать представление о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.
Учащиеся 5—9-х классов получают представление о структуре экономики города (района), республики, государственном бюджете, внешнеэкономических показателях; рассматривают проблемы развития мировой экономики (международная торговля, международная экономическая интеграция, проблема ограниченности экономических ресурсов и др.). Для учащихся основной школы полезной будет информация об основных категориях рыночной экономики, проблемах экономики переходного периода, обсуждение таких тем, как «Человек на рынке труда», «Человек и бизнес», «Человек в мире информации».
Старшеклассники усваивают знания по следующим разделам: «Экономика предприятия» (понятие о предприятии, виды, организация, финансирование предприятий и т. п.), «Основы предпринимательской деятельности» (сущность предпринимательства, особенности рыночного ценообразования, конкуренция и структура рынка, маркетинг, реклама, менеджмент, этика бизнеса и т. п.). Для выработки экономических умений и навыков, а также умения применять экономические знания учащимся можно предложить создать «компанию» («фирму») в условиях школы (по А. В. Ботько). Это может быть выпуск школьной (межшкольной) газеты, выпуск кондитерских изделий, оказание услуг в строительстве (организация школьной строительной бригады) или в сельскохозяйственном производстве, оказание репетиторских услуг и т. п.
Методы и формы формирования экономической позиции разнообразны: беседы, рассказ, лекции, дискуссии, дебаты, экскурсии, викторины, встречи с представителями разных профессий, руководителями образцовых предприятий и хозяйств, ролевые или деловые игры, занятия кружка юных экономистов, информационные часы, просмотр кинофильмов экономической тематики, решение задач производственного характера, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности изобретения, того или иного вида трудовой деятельности и другие.
Формирование экономической позиции, нравственных и экономически значимых качеств школьников предполагает включение их в общественно полезный или производительный труд, который требует экономически эффективной организации: планирования, нормирования и механизации труда, учета его эффективности и результативности. В общественно полезной трудовой деятельности учащиеся вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Важно при этом, чтобы дети осознавали эти отношения с позиций нравственности и их экономического значения.
Решению задач экономического воспитания, в частности формирования у учащихся чувства хозяина школы, способствует участие их в разных формах школьного самоуправления, создание в школе атмосферы бережного отношения к общественному имуществу, учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности и т. п.
Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективность экономического воспитания в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности. Экономическое воспитание реализуется в тесной связи с трудовым воспитанием и подготовкой учащихся к выбору будущей профессии.