Методы педагогических исследований
Методологические и теоретические основы педагогики.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Общая методология педагогики предполагает учёт:
- Основных положений и принципов материалистической диалектики;
- Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
- Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
- Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
- Основных категорий материалистической диалектики;
- Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
- Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;
- Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм - философская основа личностно-ориентированного образования).
Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:
- Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
- Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
- Единства воспитания и самовоспитания личности.
Частная методология педагогики предполагает учёт:
- Закономерностей; Принципов; Методов обучения и воспитания.
Основные методологические подходы в педагогике:
1. Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
2.Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности пед. процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
3.Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
4. Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
5.Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
6. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
7.Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
8. Компетентностный подход (Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:
§ Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустим риск для здоровья и развития);
§ Неповторимость;
§ Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).
Конечная цель педагогических исследований - установление закономерностей в педагогических процессах.
Принципы выбора методов исследования:
- Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
- Принцип совокупности методов исследования.
Методы исследования можно разделить на 2 основные группы:
Теоретические методы.
2. Научно-прикладные (эмпирические) методы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Теоретические методы исследования необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы исследования связаны с изучением литературы; общих и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической печати; справочной пед.литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
К теоретическим методам исследования относятся: анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; профессиография, анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование, моделирование.
Метод абстрагирования носит универсальный характер. Сущность этого метода состоит в том, что исследователь постоянно находится в мысленном отвлечении от несущественных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует одну или несколько интересующих его сторон этих предметов.
Анализ – метод научного исследования, представляет разложение предмета на составные части. Синтез – метод научного исследования, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Анализ и синтез применяется на стадии лишь поверхностного (первого среза) ознакомления с объектом. Эти методы дают возможность познать явления, но для проникновения в его сущность они недостаточны.
Моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об объекте. Моделирование — метод создания и исследования моделей.
Моделирование в дидактике успешно применяется для решения важных задач оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом, диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:
· составление библиографии – составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
· реферирование – сжатое изложение основного содержания работы;
· конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;
· аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;
· цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:
1. По масштабу:
§ глобальный; локальный; микроэксперимент.
2. По цели:
§ констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
§ проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
§ формирующий - преобразующий (в процессе создаются новые пед.явления).
3. По месту проведения:
§ естественный;
§ лабораторный.
Эксперимент предполагает проверку выдвинутой гипотезы о каком-либо педагогическом явлении. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными — в зависимости от цели.
Наблюдение - Наблюдение – наиболее распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные его отличия: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются; 4) результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.
Наблюдение не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Можно выделить следующие этапы наблюдения:
• определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
• выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
• обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах; Он тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также «архивным». В современном, несколько более суженном смысле этот метод понимают как изучение передового опыта творчески работающих отдельных учителей.
изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков). Изучение школьной документации вооружает исследователя объективными данными, характеризующими реальную практику организации образовательного процесса. Изучение документации дает, например статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников и т. д.
изучение ученического творчества (продуктов деятельности): домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.). Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.
Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью учебно-воспитательной практики.
Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о взглядах испытуемых, их отношении к интересующим проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — не всегда надежный метод. Поэтому его применяют чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Чтобы повысить надежность результатов беседы помогает: 1) разработка четкого, продуманного с учетом личности собеседника плана беседы; 2) обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; 3) варьирование вопросов 4) умение использовать ситуацию, находчивость.
Методы изучения коллективных явлений (социологические):
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.
§ Различают:
§ по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);
§ по открытости (самостоятельный ответ);
§ закрытые (выбор из готовых вариантов).
§ Виды:
§ полные;
§ урезанные.
§ Типы:
§ пропедевтические;
§ контрольные.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Метод групповой дифференциации (социометрия). Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев. Школьников просят ответить на вопросы типа «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. п.). На каждый вопрос дается три «выбора»: В результате у одних членов коллектива оказывается наибольшее число выборов, у других — наименьшее.
Статистические методы:
§ регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);
§ ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);
§ шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Этапы педагогического исследования:
1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.
2. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.
3. Построение рабочих гипотез.
4. Выбор методов исследования.
5. Проведения исследования и оформление результатов.
6. Внедрение в практику.