Празднование Рождества Христова



IV. Закрепление материала

У. Прочитайте тропарь праздника,скажите своими. слова­ми, о чем в нем говорится.

Д. В тропаре прославляется Спаситель и Его Рождество. .

У. Что изображено на иконе праздника?' ;

Д. Все события Рождества; поклонениепастухов, поклоне­ние волхвов, славословие ангелов.

У. Что такое кондак?

Д. Церковное песнопение,в котором рассказываются собы­тия праздника.

У. Что мы приносим в дар Спасителю?

Д. Веру, надежду, любовь.

V. Подведение итогов

У. О каком празднике мы сегодня говорили?

Д. О Рождестве Христовом.

У. Что нового вы узнали на уроке?

Д. Мы узнали тропарь, кондак праздника,рассматривали

икону Рождества Христова.

VI. Домашнее задание

У. В следующий раз принесите игрушки для нашей елки. Найдите и разучите стихи, посвященные Рождеству. Расспро­сите близких, не знают ли они каких-либо рождественских колядок.

Ю. Клюева

Тема. «Празднование Рождества Христова»

Цели урока. Познакомить с православными традициямирусско­го народа; обобщить в закрепить знания, полученные на предыду­щих уроках.

Ход урока

I. Повторение

Учитель. К какому празднику мы с вамиготовились?



КОНСПЕКТЫ УРОКОВ



Дети. К Рождеству Христову. У. Кто напомнит основныесобытия этого праздника?

Дети отвечают. '

II. Сообщение темы урока У. Угадайте,что это.

Что же этоза девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглыйгод? Д. Елка. У. Как догадались?

Д. В загадке говоритсяо том, что у нее иголки вместолистьев,

У. Послушайте древнее преданиео елочке,

Я помню древнее преданье

Давно, давно минувших дней,

Когда в рождественскомсияньи

Звезда блеснула для людей,

И хоры ангельские пели

Земле святую песнь с небес,

И светлой радостью звенели .

Цветы в полях и темный лес.

И шли волхвы за той звездою,

Они к Христу-Младенцу шли,

И вот под кровлею простою

Они Спасителя нашли...

И, все ликуя, ко Иисусу

Тянулись радостной мечтой.

«Пойду к Нему и поклонюся, ~

Шептал орешник молодой, -

Снесу дары мои простые...»

«И я с тобой, - сказал цветов, -

Совьюсь в веночки голубые, •

ЧтобОн играть со мноюмог».

И нежнояблоня шептала:

«Ему снесу плоды мои!»

И розатнхо открывала

Венцы душистые свои.

Празднование Рождества Христова65

А ель, безмолвная,тоскуя,

Стояла в стороне одна:

.«Что принести Христу могуя?» —

Вздыхая, думала она.

И вот склони лис я с дарами

К Христу деревья и цветы,

И пальма с пышными ветвями,

И роза дивной красоты.

Одежды лилий белоснежных

У ног Христа ковром легли,

Лишь елка в грусти безнадежной

Простерла ветки издали,

Но вдруг блеснули, зажигаясь,

На ней брильянты скорбных слез.

И обернулся, улыбаясь,

Ее сиянию Христос.

И с этих пор Христовой елкой

Она зовется у людей,

И блещут скромные иголки

В огне рождественских свечей.

Вот какое чудесное рождественское предание! Теперь вы знаете, что за свою скромность елочка была избрана Божиим Сыном.

Сегодня вы не только узнаете, как праздновали Рождество у нас на Руси, но и примете участие в конкурсах. Разделитесь на команды по рядам. Посмотрите на доску, у каждого ряда будет своя бумажная елочка, которую надо будет украсить.Закаждый правильный ответ я буду вешать на елку игрушку. Выиграет та команда, у которойна елочке будет больше игру­шек.

III. Основная часть урока

У. Для того чтобы достойно встретить Рождество, надо поститься.

Что такое пост?

Д. Это такое.время, когда люди воздерживаются от лишней и определенной пищи и своих нехороших привычек.

У. Пост прежде всего установлен для того,чтобы помочь человеку очистить себя от грехов. Во время поста мы каемся,

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

исповедуем грехи - избавляемся от них, исправляемся и в чистоте души встречаем праздник.

Пост самое подходящее время, чтобы помочь ближним. Первое задание: приведите примеры, как мы можем помочь ближним.

Дети отвечают. Ответы оцениваются и вывешиваются игрушки.

- День Рождества Христова в церкви празднуется особенно торжественно. Храм украшен елками. Священники надевают самые лучшие одеяния - белоснежные ризы. Зажигаются все лампадки. Это торжество длится 12 дней, до Крещения. По­считайте, какое это число?

Д. 19 января.

У. Время от Рождества доКрещения называется святками. Как вы думаете, почему?

Д. Это святые дни.

У. А теперь второе задание. Каждой команде дается стихо­творение о Рождестве. Вы должны подготовиться и прочитать его с выражением.

Дети читают стихотворения.

* * *

Ночьтиха, по тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик, Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока Злато, смирну и ладан.

(А.Фет)

Того, Кто вечно был и есть. Рождает миру Дева днесь. И НеприступномуЕму -

Празднование Рождества Христова67

Непостижимому уму Земля нашла уже приют. И в небе ангелы поют, И пастухи спешат с холма, И пред звездой теснится тьма, А за звездой идут волхвы. И в эту ночь познали мы, Как ради нас родиться мог Младенец - Он же вечныйБог.(В. Шидловский)

Наши рекомендации