Модель глобального образования
Во многих контекстах термин «глобальное образование» отождествляется с «планетарным» и «интернациональным», поскольку эти термины действительно совпадают по значению.
Глобальный – охватывающий весь земной шар, универсальный, включающий в себя проблемы, так или иначе затрагивающие интересы всего мирового сообщества.
Планетарный – относящийся к Земле как части Солнечной системы и обычно выходящий за рамки планеты Земля. Термин носит в основном естественнонаучный характер.
Интернациональный – имеет обществоведческое (культурологическое) происхождение, в то время как два предыдущих могут употребляться и в естественнонаучном значении.
Глобальное образование исходит из основополагающей идеи, которая состоит в том, что современная школа существует в быстро меняющемся, но взаимосвязанном мире, и что она призвала воспитать у учащихся расширенное, целостное видение этого мира и места человека в нем.
Идея глобализма в образовании позволяет создать в представлении ученика целостную картину жизни людей, образ их «культурного дома».
Идея глобализма позволяет учащимся увидеть и осмыслить отдельные этапы развития окружающего мира, и прежде всего образ человека, который этот мир создает, в нем обитает и им же формируется.
В технологии глобального образования интегрируются:
– знания и эмоциональные впечатления, полученные учащимися по различным предметам;
– внешкольные впечатления учащихся на основе системообразующих подходов (исторического и творческого).
Дерево целей.
Главная цель глобального образования – развитие глобального мышления, воспитание чувства причастности, школьников к жизни планеты Земля, нашего общего дома, установление гармоничных отношений человека с природой, гармоничных отношений человека с самим собой, а также подцели:
– восприятие современного мира целостно (как единой системы);
– познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире;
– утверждение в сознании учащихся приоритета общечеловеческих, общекультурных ценностей;
– осознание учащимся своей сопричастности к окружающему миру;
– ориентация на гуманистические принципы при выборе решений;
– умение видеть альтернативные пути решения проблемы;
– преодоление стереотипов;
– критичность мышления;
– умение извлекать уроки из прошлого;
– рефлексивное осмысление собственного опыта в контексте общечеловеческих ценностей.
Особенности концепции
v Признание ценности и уникальности человеческой жизни.
v Отрицание принуждения как способа решения политических, экономических, нравственных, межнациональных и межличностных проблем и конфликтов.
v Приоритет гуманистических ценностей при выборе решений и способов действий.
v Прогнозирование последствий этих решений и действий с точки зрения их влияния на природу, мир и человека.
v Открытость по отношению к новому.
v Гибкость мышления.
v Пересмотр сложившихся стереотипов.
Основные аспекты интегрированного сознания учащихся:
1. Системное сознание (осознание в единстве всех факторов, явлений, событий, их взаимосвязь и взаимозависимость): целостное представление о себе и своих возможностях, осознание единства физического, эмоционального, духовного; осознание себя частью целого мира. Обновление содержания образования на основе принципа проблемной интеграции.
2. Перспективное сознание: видение перспектив; альтернативный выбор; развитие воображения; развитие критического мышления; умение видеть общее, признавая разнообразие, уважая индивидуальность другого человека, мнения. Развитие умственной самостоятельности школьников
3. Осознание понятия «Здоровье планеты»: условия существования планеты (настоящее); тенденция ее развития.
4. Осознанный выбор своего поведения, активное участие в социальной и политической деятельности направленной на демократические преобразования на локальном и глобальных уровнях.
5. Освоение учащимися системы взаимоотношений на основе принципов сотрудничества.
6. Осознание необходимости непрерывного образования.
7. Развитие у учащихся самоуважения, самооценки, Я-концепции.
Пути формирования глобального мышления в школе:
• Акцент на изучение глобальных проблем.
• Углубление и совершенствование занятий по мировой истории, географии, политике, культуре, экономике, экологии.
• Расширение понимания у учащихся о национальном и культурном разнообразии посредством изучения национальной литературы, искусства, музыки, танца, обычаев.
• Изучение своей истории в мировом контексте, взаимосвязи своей страны с целым миром.
• Формирование естественнонаучной картины мира в процессе преподавания основ наук.
• Изучение иностранных языков.
При этом необходима неразрывная взаимосвязь между чисто когнитивными и эмоционально-ценностными процессами, определяющими целостное видение мира и одновременно гуманистическое отношение к нему.