По характеру взаимодействия с объектом исследования
*открытые(протекает в условиях осознания испытуемым факта присутствия посторонних лиц-исследователя)
*скрытые(ч/з стеклянную стенку, видеокамеру)
*включенное (исследователь член группы) / невключенное (без взаимодействия с членами группы)
3. по целям наблюдения:
*целенаправленное
*случайное (без четкой цели)
4. по условиям наблюдения:
*полевое (в естественных условиях)
*лабораторное
ОПРОС-
Используется в 2 формах: 1. устный (беседа, интервью); 2.письменный (анкетирование)
Анкетирование- метод сбора исследуемых данных, основан на опросе с помощью анкет.
Анкета- (методика или средство) объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик, исследуемого признака.
Анкета используется при исследовании психических или психологических особенностей в тех случаях, когда нет стандартизированных методик диагностики. Анкеты активно используются при проведении социальных и социологических исследований.
Вопросы по форме классифицируются:
=открытые вопросы (ответы формируются в свободной форме- оч.сложны для обработки)
=закрытые вопросы (предлагают 2 или более вариантов ответов, из которых опрашиваемый должен выбрать наиболее предпочтительный)
=прямые вопросы (в содержание вопроса включают то, что интересует исследователя- что умеет делать, каково поведение в определенной ситуации)
=косвенные вопросы (включает в себя или воображаемую ситуацию, или когда прямые вопросы некорректны).
Требования к вопросам:
+вопросы должны: отвечать исследовательской задаче; быть сформулированы ясно, корректно, с учетом возрастных особенностей; быть одинаково понимаемыми всеми опрашиваемыми; быть тактичными по отношению к личности респондента; быть стилистически грамотными.
+вопросы не должны: иметь двойное толкование; предлагать сделать выбор м/д несопоставимыми ценностями; быть сформулированы в категоричной форме; иметь подсказки.
Компоновка заданий анкеты:
1.в начале анкеты 2-3 вопроса простых, нейтральных (заинтересовать респондента и сформировать установку к сотрудничеству)
2.середина: основные вопросы, направленные на изучение признака свойства, состояние, которого требует анализа.
3. в конце: 2-3 вопроса простых, нейтральных.
Беседа-метод сбора фактов о псих. явлениях в процессе личного общения по специально созданной программе.
Применение:
*при изучении лич.ребенка, его родителей
*для получения доп.данных
*при первоначальном знакомстве.
Беседа м.б.: стандартизированная (точно сформулированы вопросы, кот.задаются всем опрашиваемым) нестандартизованная (вопросы в свободной форме)
Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план. Успешность беседы зависит от: степени ее подготовленности; искренности даваемых ответов.
Требования к беседе.: формулировка цели; план, д.б. гибким; целевые вопросы: вопросы в порядке значимости, правильная формулировка вопросов; определять способ регистрации ответов; создать благоприятную ситуацию; уметь владеть собой; следить за поведением собеседника; вступить в контакт можно: атмосфера доверия
Вопросы беседы::*прямые(однозначно поставленный смысл) *косвенные (истинные цели для собеседника закрыты) *проективный (в нем речь идет не о самом собеседнике. В вопросе м.б. описана ситуация с вымышленной личностью: Как ты думаешь мальчик бы поступил так?) *вопросы внушающего типа (Не согласен ли ты с тем, что…?) *определительные (Чем ты любишь заниматься дома?)
Если беседа очная: интервью, если заочная: анкетирование.
ТЕСТ- кратковременное задание, выполнение кот. может служить показателем уровня развития некоторых псих. функций, кот. позволяют определить актуальный уровень развития индивида.
Тестирование- стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных, качественных индивид/психологических различий.
Сферы тестирования: *образование *проф. подготовка и отбор *психологическое консультирование
Этапы тестирования: *выбор теста *проведение теста *интерпретация результатов.
Требования к тестам: валидность (пригодность, обоснованность) надежность; стандартизация (многократная проверка теста на большом количестве испытуемых) одинаковые возможности для всех испытуемых; норма и интерпретация теста.
Виды: интеллекта; спец.способностей; достижений; личности; проективные.
МЕТОД АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНСТИ –исследовательский метод, кторый позволяет опосредовано изучить сформированность ЗУН, интересов и способностей личности (на основе анализа продуктов деятельности).
Продукты (результаты) деятельности- письма, дневник, фотографии, автобиография, кино-, видеозаписи, творческие результаты в искусстве, материалы различных СМИ.
Для школьников это могут быть результаты контрольных работ, рисунки, дневниковые записи, творческие проекты.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ – позволяют глобально исследовать личность, одновременно могут исследовать психические процессы, свойства и состояния, индивидуально-типологические и социально-психологические свойства, возрастные закономерности и патологии. Не поддаются традиционным способам определения надежности и валидности (Примеры: рисунок семьи, человека, несуществующее животное; цветовой тест Люшера)
СОЦИОМЕТРИЯ Социальный педагог не использует:психодиагностические методы: псих.процессы, свойства, состояния, м/личностные отношения, личные качества, диагностика способностей.
Социометрическая техника, разработана Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков. Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью).
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.