Новые принципы воспитания в системе НПО

На современном этапе развития общества вновь приходит понимание неразрывности обучения и воспитания как общей цели образовательного процесса.

По результатам исследования, проведенного Е. В. Ткаченко и И. П. Смирновым по вопросам социального состава учащихся учреждений НПО, их идеологической и жизненной направленности, был отмечен целый ряд проблем в сфере деятельности молодежи и подростков. Это проблемы отношения учащихся системы НПО к государству (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических ориентиров, агрессивность и экстремистские тенденции), к образовательному учреждению (потеря интереса к учебе, к знаниям, ослабление общественной активности молодежи и подростков), к коллективу. Анализируя ведущие жизненные ценности
молодежи, Е. В. Ткаченко и И. П. Смирнов делают вывод о формировании обновляющегося типа личности учащегося системы НПО, для которого характерны приобщение к профессиональной деятельности, к семье, усиление проявления тенденций индивидуалистического прагматизма. В связи с этим они ставят вопрос о необходимости изменения принципов построения воспитательной работы с учащимися.

Не отвергая значительного положительного опыта работы прошедшего десятилетия, авторы исследования предлагают считать главным принципом планирования и построения воспитательной работы в новых условиях ее организацию с ориентацией на зону ближайших интересов молодежи.

Для удобства реализации этого принципа в воспитательной практике Е. В. Ткаченко и И. П. Смирнов считают целесообразным условно представить его в виде трех групп принципов:

1. Принципы воспитания:

· Принцип гуманизации, провозглашенный в Законе РФ «Об образовании» (1992) идо сих пор не нашедший повсеместной реализации в системе НПО.

· Принцип толерантности, провозглашенный ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе может быть сформировано уважение к культуре, традициям всех народов. Этот принцип чрезвычайно важен в борьбе с нарастающей агрессивностью подростков.

· Принцип самореализации, проявляющийся в стремлении получить высокую квалификацию, стать материально, духовно, профессионально независимым.

2. Принципы организации воспитательной работы:

· Принцип коллективизма, группового воспитания, вытекающий из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в широком социуме, так и в учебном заведении.

· Принцип универсализации воспитания, его осуществления не только в образовательном учреждении, но и в семье, в социуме. Реализация данного принципа возможна через социальное партнерство.

· Принцип сопряженной возрастной идеологии воспитания, включающий формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию.

· Принцип совместной творческой работы учащихся, педагогических работников, родителей.

· Принцип вариативности воспитания, предполагающий ситуацию свободного выбора. Свободный выбор дает возможность стимулировать внутреннюю активность подростка, его способность к самоопределению, к самореализации, позволяет проявить индивидуальность. В процессе творческой созидательной деятельности по выбору происходит активное развитие духовного опыта молодого человека. Это является предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможностей и активизации его жизненных сил.

· Принцип умеренного традиционализма, предполагающий использование в воспитательной работе опыта прошлых лет. Это и исторический опыт системы НПО XX в., и лучший опыт патриотического, нравственного воспитания, освобожденный от стандартов и штампов, вызывающих естественное неприятие со стороны молодежи.

· Принцип исторической преемственности, обеспечивающий трансляцию базовых, социально значимых ценностей от предыдущих поколений к последующим.

3. Принципы опережающей воспитательной работы:

· Принцип организации воспитательной работы с ориентацией на зону ближайших интересов, жизненных ценностей и приоритетов современной молодежи.

· Принцип организации воспитательной работы на базе предварительной социопедагогической диагностики и социологических исследований субъектов воспитательного процесса.

· Принцип организации воспитательной работы на основе не
авторитарных моделей и планов, а планов-ориентиров, моделей, механизмов, развивающих инициативу и творчество их исполнителей.

· Принцип создания дифференцированных моделей и механизмов
воспитательной работы, отражающих специфику контингента учреждений НПО региона, а также специфику общественных отношений.

· Принцип организации воздействия на человека всей системы общественных связей в совокупности с разнообразным субъект-субъектным взаимодействием, с преимущественным воздействием на учащихся со стороны воспитателей-педагогов.

· Принцип преемственности и взаимосвязи лучших традиций воспитательной работы с целями и задачами воспитания в современных условиях.

В заключение, отмечая, что предложенный принцип воспитания с ориентацией на зону ближайших интересов молодежи является ведущим, рассмотрим сущность понятия «зона ближайших интересов».

Зона ближайших интересов – это совокупность характеристик представителей молодого поколения (качеств, увлечений, социальных устремлений, ценностных мотивов и ориентаций), лежащих в основе их мотивированного отношения к окружающей действительности.

Принцип ориентации на зону ближайших интересов молодежи
развивает и распространяет на сферу воспитания теоретическое положение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития». В соответствии с теорией опережающего обучения Л. С. Выготского развивающим является такое обучение, которое опирается на «зону ближайшего развития», т. е. идет впереди развития. Следовательно, опора на зону ближайших интересов молодежи должна стимулировать развитие личности в социальном, познавательном, духовном плане и тем самым способствовать ее профессиональному становлению.

Вопросы для самопроверки

4. В чем заключаются современные проблемы воспитания?

5. Охарактеризуйте новые направления социально-профессиональной мотивации молодежи.

6. Расскажите об особенностях социального состава учащихся
в учреждениях начального профессионального образования.

7. Как вы относитесь к идеологическим ориентациям современной молодежи?

6. В чем заключается сущность нового принципа воспитания «ориентация на интересы молодежи» и как его можно реализовать
в современных условиях?

Заключение

Настоящее пособие не исчерпывает всего содержания курса «Общая и профессиональная педагогика», однако те проблемы, которые в нем рассматриваются, являются ключевыми для становления педагога профессионального обучения.

Хотелось бы пожелать будущим специалистам в области профессионального образования творческого подхода к организации педагогического процесса.

Воспитание и обучение подчиняются законам диалектики. Меняются условия жизни, ценностные ориентации человека, изменяются сами воспитанники. При этом любое педагогическое явление каждым педагогом рассматривается по-своему. Это означает, что логика развития, совершенствования мастерства у каждого своя. Она всегда связана с формированием собственной педагогической позиции, которая опирается на глубокое знание педагогической науки и личный опыт профессионально-педагогической деятельности.

Хочется надеяться, что данное учебное пособие будет способствовать приобретению педагогического знания, столь важного в самоактуализации личности педагога профессионального обучения.

Наши рекомендации