Перечень практических занятий

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебная программа для студентов специальности

1 -03 03 05 – 03 Логопедия. Специальная психология

Составитель: Т.А. Пазняк, старший преподаватель

Рецензенты: Прокофьева О.О., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики детства и семьи УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»;

Ковалевская А.А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой музыки и методики преподавания музыки «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

Рекомендована к утверждению в качестве базовой:

Кафедрой педагогики начального образования

Протокол № 11, 16.04. 2011

Научно-методическим советом факультета дошкольного и начального образования

Протокол № 10, 23. 06. 2011

Научно-методическим советом университета

Протокол № _____, 27. 06. 2011

Учреждение высшего образования

Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина

Кафедра педагогики начального образования

ПРОВЕРЕНО УТВЕРЖДАЮ

___________С.Н. Галенко _______________Б.А. Крук

______ ________ 2011 ______ __________ 2011

Протокол №1 от 01.09.2011

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Сравнительная педагогика»

5 курс, дневной формы получения высшего образования

1 – 01 03 05 – 03 Логопедия. Специальная психология

Составитель:

старший преподаватель Т.А.Пазняк

Мозырь 2011

Пояснительная записка

Растущая взаимосвязь и взаимозависимость стран и народов современного мира, интенсивно развивающиеся процессы глобализации закономерно обуславливают все больший интерес к изучению международного опыта в разных сферах общественной жизни. Специалисты любой области науки и практики стремятся получить более полную информацию о работе своих зарубежных коллег, заимствовать их достижения и учиться на их ошибках. Сложилось новое направление научных исследований – компаративистика, задачей которой является сравнительный анализ политических систем, социальных институтов, моделей культуры разных стран и геополитических регионов. В этот контекст вплетаются и международные сопоставления в области образования. Этому постоянному процессу способству­ют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, уме­ний, навыков, необходимых школьникам, результаты исследова­ний природы детства, опыт работы учебных заведений. Школе регулярно нужны определенные, часто весьма серьезные, переме­ны. Так, научно-техническая революция 60—70-х годов, техноло­гическая революция и поворот к информационно ориентирован­ному обществу 80-90-х годов предъявили повышенные требова­ния к школьному образованию. Школе необходимо соответство­вать новому уровню производства, науки, культуры. Она должна готовить поколения иных квалификаций и профессий. Таким об­разом, обновление школьного образования является актуальной, неизбежной задачей.

Мировое сообщество определяет содержание нового образова­ния. Оно сталкивается с чрезмерной стандартизацией и регламен­тацией образования, рождающих иллюзию, что можно научить всему в строго логическом порядке. Часто недооценивается необ­ходимость посредством обучения поощрять здравый смысл, любо­знательность, стремление экспериментировать. Образование (осо­бенно в Европе) испытывает груз традиций абстрактного обуче­ния, когда не главным оказывается необходимость формирования практических умений и навыков.

Образованность — одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Цель учебной дисциплины«Сравнительная педагогика» - ознакомить студентов с основными тенденциями в развитии образования в современном мире.

Задачи:

- повышение научно-педагогического уровня и расширение общекультурного кругозора студентов;

- понимание закономерностей педагогических процессов, в том числе и инновационных;

- выяснение места отечественной системы образования в мировом образовательном пространстве.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны знать:

- становление сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания;

- теоретические основания, методологические принципы, источники и методический инструментарий сравнительной педагогики;

- глобальные тенденции и национальные особенности в развитии образовательного пространства;

- направленность, содержание и результаты образовательных реформ, интеграционные процессы в образовании.

На изучение учебной дисциплины отводится 76 часов, из них – 36 ч. лекционных, 20 ч. – практических занятий. Форма контроля усвоения - зачет в 9 семестре.

Содержание учебного материала

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

Курс Семестр Название темы Количество лекционных часов Количество практических часов
Сравнительная педагогика: этапы развития
Современная сравнительная педагогика: вопросы теории и методологии
Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI веков
Историко-педагогические аспекты реформирования системы образования
Теоретические аспекты процесса реформирования системы образования
Национальные модели образовательных реформ
Содержательные аспекты реформирования
Модернизация обучения и воспитания   -
    Итого
           

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Сравнительная педагогика: этапы развития (4 ч.)

Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований. Становление сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания за рубежом и в России. Педагогическая компаративистика зарубежья (1920-1930-е гг.).

Тема 2. Современная сравнительная педагогика: вопросы теории и методологии (4 ч.)

Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики на современном этапе ее развития. Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики. Методы сравнительно-педагогических исследований.

Тема 3. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI веков (6 ч.)

Политико-экономические и социокультурные детерминанты развития образования. Количественная динамика в развитии образования. Мировой кризис в развитии образования. Реформы образования как важный аспект социальной политики современных государств. Интеграционные процессы в сфере образования.

Тема 4. Историко-педагогические аспекты реформирования системы образования (2 ч.)

Опыт реформирования отечественной системы просвещения в дореволюционный период. Реформы образования в советский период.

Тема 5. Теоретические аспекты процесса реформирования системы образования (4 ч.)

Образовательная реформа: сущность и содержание. Типология образовательных реформ. Технология проведения образовательных реформ. Оценка эффективности реформ в сфере образования и условия их успешного проведения.

Тема 6. Национальные модели образовательных реформ (6 ч.)

Модернизация образования в странах Юго-Восточной Азии (Япония, Китай). Трансформационные процессы в сфере образования США. Образовательные реформы и их результаты в странах Западной и Восточной Европы. Характеристика образовательных реформ в странах СНГ.

Тема 7. Содержательные аспекты реформирования(6 ч.)

Новые подходы к обучению одаренных учащихся в условиях реформирования образования. Профильное обучение как стратегическое направление развития общего среднего образования. Многоступенчатая система подготовки кадров в условиях модернизации. Трансформация педагогического образования и приоритеты развития педагогической науки.

Тема 8. Модернизация обучения и воспитания (4 ч.)

Проблема обновления учебно-воспитательного процесса. Экспериментальные школы. Новые средства обучения. Средства массовой информации и воспитание. Школа и семья. Школа и пожизненное воспитание.

Перечень практических занятий

Тема 1. Сравнительная педагогика: этапы развития (2ч.)

Тема 2. Современная сравнительная педагогика: вопросы теории и методологии (2 ч.)

Тема 3. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI веков (4 ч.)

Тема 4. Историко-педагогические аспекты реформирования системы образования (2 ч.)

Тема 5. Теоретические аспекты процесса реформирования системы образования (2 ч.)

Тема 6. Национальные модели образовательных реформ (4 ч.)

Тема 7. Содержательные аспекты реформирования (4 ч.)

Наши рекомендации