Характеристика зарубежных систем образования (США)
-по отн-ию к гос-ву – государственно-частная система (контролируется и финансируется на 3 уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями, вузы главным образом частные, в частных и церковных школах учится 14 % школьников, 5 % учится на дому).
-по отн-ию к церкви – светская система, но есть и церковные школы.
-управление обр-ем – децентрализованное. Там нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый шк округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, разрабатывает программы по отдельным учебным дисциплинам.
-структура среднего обр-ия – 5+3+4 (1-5кл – начальная школа, 6-8 – средняя школа, 9-12 – старшая школа). 0 класс необязательный, но 60% американцев его посещают.
-среднее специальное обр-ие – общественные колледжи (2 года). Получают associate’s degree.
-структура высшего обр-ия – университеты и колледжи – степень бакалавра (4 года), степень магистра (2-3 года), доктор наук – точно не помню, вроде 9 лет J
-прочие особенности – в средней школе ученики обязаны брать классы по матем, англ, естеств и социальным наукам и физ-ре; 1-2 класса дети выбирают сами. В средней школе начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки (дифференциация).В старшей школе появляется новый тип продвинутого класса – класс для подготовки к вступительным экзаменам (международного бакалавриата).
-система оценок – A,B,C,D.F. 5тидневка. Учебный год делится на семестры.
Типы вузов: - колледж (вуз, кот занимается в основном обучением студентов), университет – то же + исследовательская работа.
11. Содержание образования. Учебные планы, программы, учебники.
Содержание обр-ия (чему учить?) – то, что необходимо усвоить чел-ку в образовательном процессе. Это педагогически адаптированный социокультурный опыт, отобранный для усвоения новыми поколениями, кот включает: - систему научных зн-ий о природе, обществе, человеке, технике, искусстве), -способы деят-ти (умения и навыки) для сохранения и воспроизведения человеческой культуры; - опыт творческой деят-ти для переноса зун в новые ситуации (субъективное и объективное тв-во). Объективное – обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации, установление целостной структуры из отдельных частей, видение новых ф-ий объекта. (Дистервег – «Больше приносит пользы рассмотрение 1 предмета с 10 сторон, чем 10 предметов с 1 стороны»; – опыт эмоционально-ценностного отн-ия к действит-ти, людям, себе (формир-ие личностных смыслов – переживаний повышенной субъективной значимости предметов и явлений действит-ти).СО должно входить в сферу личностных интересов. Основной источник СО – социокультурный опыт, кот существует в реальной действительности. Второй источник СО – чел-к с его потребностями и возможностями. Факторы отбора СО: объективные - 1. Ур-нь общественного разв-ия, определенные требования к ученикам 2. Гос политика и идеология 3. Ур-нь разв-ия пед теории и практики 4. Возможности возрастного развития чел-ка; субъективные – мировоззрение и взгляды ученых и учителей, личные потребности чел-ка. Содержание обр-ия представлено в 1. Государственном образовательном стандарте (нормативный документ, в кот определен образовательный минимум для каждой ступени обр-ия); 2. Учебный план – сертификат учебного заведения, в кот определяется перечень учебных предметов, последовательность их изучения и кол-во учебного времени. Обычно состоит из 2 частей – первая - гос-ая базовая учебная часть, 2 – компонент учреждения обр-ия. 3. Учебная программа – нормативный документ, определяющий содержание и логику изложения учебного материала по каждому предмету, объем времени на его изучение в целом, а также по темам и разделам. 4. Учебники и учебные пособия – ср-ва обучения, основные источники информации и орг-ии самостоятельной работы обучаемых по каждому учебному предмету.
12. Процесс обучения. Его структура и функции.Процесс обучения =дидактический процесс=учебный процесс – организованное целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию способностей, формированию взглядов, опыта деятельности и поведения, личностных качеств. Функции ПО: 1. Образовательная – формирование ЗУН обучаемых, усвоение ими понятий, законов, теорий, видов деят-ти. 2. Воспитательная – формир-ие взглядов, убеждений, чувств, привычек поведения, черт личности. 3. Развивающая – развитие интеллекта, памяти, воображения, воли, потребностей, способностей личн-ти. Признаки ПО: 1)двусторонний характер; 2)совместная деятельность учителей и учащихся; 3)руководство со стороны учителя; 4)специальная планомерная организация и управление; 5)целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7)целостность и единство благодаря управлению обучением, развитием и воспитанием учащихся. Процесс обучения = преподавание + учение. Преподавание – деятельность преподавателя по управлению учением. Учение – деят-ть обучаемого по усвоению зун, способов мышления и деят-ти. Учение, обучение – внешние педагогические процессы, кот организуются преподавателем для эффективного управления внутренним психологическим процессом усвоения социального опыта. Последовательность усвоения учебного материала дает психологическое обоснование дидактическим принципам: восприятие, понимание – принцип наглядности, научности, доступности – рецептивный ур-нь; осмысление – принцип систематичности и последовательности – рецептивно-репродуктивный ур-нь(по памяти воспроизв); обобщение – принцип сознательности и активности – репродуктивно-продуктивный; закрепление – принцип прочности (результат – знания); применение – связи теории с практикой – продуктивный, творческий ур-нь (результат – формир-ие умений и навыков). Критерии усвоения мат-ла: полнота, глубина, действенность, гибкость. Ушинский: «Развитие без накопления зн-ий-мыльный пузырь». Дидактич принципы – руководящие идеи, нормативные требования к орг-ии и проведению процесса обуч-ия. Преподавание делится на несколько этапов: 1. Подготовительный: а) планирование ПО (составление календарно-тематических и поурочных планов на основе уч программы, а также с учетом особенностей класса, установленных в результате пед диагностики); б) подготовка к учебной работе (предварит просмотр упр-ий). 2. Основной этап: а) постановка и разъяснение целей и учебных задач в диалоге с учащимися (через проблемную ситуацию, личный опыт детей); б) стимулирование активности ученика; в) орг-ия учебной деят-ти и ее поддержка (использование разнообр технологий, методов, форм, средств…); г) обратная связь (текущий контроль и коррекция ПО). 3. Заключительный этап: а) рефлексия; б) планирование коррекционной работы на последующих занятия
Виды обучения
Виды обучения=способы организации процесса обучения, кот различаются хар-ом преподавания и учения. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, "готовом" виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:
Действия учителя | Действия ученика |
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. 2. Организует осмысливание учебной информации. 3. Организует обобщение знаний. 4. Организует закрепление учебного материла. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения | 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Закрепляет изученное путем повторения. 5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр. |
Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев. Проблемное обучение. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Этапы проблемного обучения таковы: Создает проблемную ситуацию. . Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. Организует поиск гипотезы Организует проверку гипотезы Организует обобщение результатов, получение выводов и их применение Действия ученика Осознает противоречия в изучаемом явлении Формулирует проблему. Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания
Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени. Как видно, такая модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание).
Программированное обучение
Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена - переходят к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Структура программированного обучения выглядит так:
Учитель (учебник, компьютер) | Ученик |
1. Предъявляет первую дозу материала. 2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним. 3. Ставит контрольные вопросы. 4. Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала. Если нет - объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой. | 1. Воспринимает информацию. 2. Выполняет операции по усвоению первой дозы. 3. Отвечает на вопросы. 4. Переходит к следующей дозе материала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой дозы. |
Главное понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ.
Достоинства программированного обучения: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.
Развивающее обучение: Преподаватель организует учение в зоне ближайшего развития обучаемых.Через создание проблемных ситуаций он инициирует дискуссию с целью постановки учебных задач и поиска общих способов их решения. Обучаемые анализируют теор понятия, выявляют и моделируют отн-ия между ними.Обучение ведется на высоком ур-не трудности.