СЕМИНАР №6. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Создать предпосылки для понимания сущности гуманистического подхода, посредством анализа понятий «ценности», «гуманистическая направленность личности», «гуманизм». Обосновать знания о влиянии ФК и С на становление личности.

ПЛАН

1.Сущность гуманистической парадигмы в педагогике.

2. Признаки социализации гуманистического типа.

3. Понятия ценности и направленность личности как предпосылки личности для осуществления гуманистического подхода.

4. Осуществление гуманистического подхода в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство в России после 1991 года по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека, ставит в центр внимания развитие учтеника, его интеллектуальные потребности и: межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.

В основе гуманистической парадигмы:

- образования, а не субъект-объектные отношения (как у других модлей);

- развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность;

- формирует отношения по типу «субъект-субъект»;

- учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и крите­рии оценки, находясь в состоянии сотрудничества сотворчества;

-диагностические изменения состояния «объекта» педаго­гического влияния служат средством отбора;

- низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека;

- пространство критериев оценки перемещается в плоскость межличностных отношений;

- меняется этическая позиция учителя и ученика, которые берут на себя нравственную ответственность за свободный выбор: той или иной позиции во взаимодействии.

- скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Для этого нужно как минимум уметь видеть и слышать другого;

- педагог получает воз­можность все время обогащаться, профессионально взаимодействуя с учеником.

В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, Обсуждается вопрос «Как любить и понимать ребенка?»

Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воздействий. В ее рамках существуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству, признание развитие ребенка главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет собственный поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания.

Считается, что гуманистическая парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка.

К важнейшим признакам социализации гуманистического типа можно отнести:

- организацию полноценной и разнообразной школьной жизни, охватывающую систему внутришкольных отношений, структуру управления ит.д. школу как «жизненную общность» учащихся, где они могут проявить себя, удовлетворить потребность в дружбе, неформальном общении;

- личностную направленность учебно-воспитательного процесса; реализацию обучения, в центре которого ученик с его потребностями интересами: открытость обучения, т.е. не следование строго намеченному плану, а активное подключение учащихся к планированию урока, совместный поиск оптимальных решений: сотрудничество. Частичный отказ от классно-урочной системы;

- изменение структуры школы – перенос акцента на самовоспитание и самоуправление, развитие и стимулирование процессов саморегуляции;

- установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей , групп и индивидов);

- способность институтов социализации к диалогу и сотрудничеству. Разработка организационных и правовых актов всех лиц, вовлеченных в воспитательный процесс: педагогов, родителей, преподавателей, местных органов, формирующихся финансово промышленных групп;

- становление педагогических сообществ, состоящих из учителей и родителей, объединенных общими установками и способных по мере развития жизнедеятельности демонстрировать учащимся продуктивные идеи сотрудничества;

- множественность и некоторую разсогласованность воспитательных воздействий, как условие развития автономии формирующейся личности.

«Гуманистическая» социализация – реализация в деятельности педагогического коллектива школы целевых установок, связанных с подготовкой молодежи, способных самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Важнейшие признаки этой социализации: организация полноценной и разнообразной школьной жизни. Превращение школы из образовательного учреждения в школу социального типа; личностную направленность учебно-воспитательного процесса; перенос акцента на самовоспитание; установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей, групп и индивидов).

Задание 8:

Цель:Оценить взаимосвязь ценностей, направленности личности как предпосылок осуществления гуманистического подхода в педагогическом взаимодействии.

Перед вами список, включающий жизненные ценности-цели. Пожалуйста, внимательно изучите его и выберите ту из ценностей, которая для Вас наиболее значима и необходима, чтобы чувствовать себя счастливым человеком в жизни, и поставьте СЛЕВА от нее цифру 1. Затем выберите следующую по зна­чимости и обозначьте цифрой 2 и т. Д.

Наименее значимая получит номер 20.

Саморазвитие (постоянное физическое и духовное совершенствование)

Познание (расширение своего образования, общей культуры)

Интересная работа

Материально обеспеченная жизнь

Развлечения

Возможность творчества в профессиональной деятельности

Самореализация в спорте

Карьера

Свобода, независимость в поступках суждениях

Общественное принятие

Здоровье учеников (психическое и физическое)

Хорошие отношения в коллективе

Развитие учеников ( физическое и духовное

Высокие результаты в спорте учеников

Уверенность в себе

Хорошие друзья

Внешность, хорошие манеры

Счастливая семейная жизнь, любовь

Здоровье (психическое и физическое)

Переживание прекрасного в природе искусстве

В результате проделанной работы ответьте на вопрос:

1. Являются ли ваши ценности предпосылками для реализации гуманистического подхода в педагогическом взаимодействии?

2. В чем заключается гуманистическая направленность личности специалиста в области физической культуры?

Задание 9:

Цель: Закрепить знания о сущности гуманистической парадигмы в педагогике, на основе чего рассмотреть гуманистическую модель социализации личности. Провести сравнительный анализ возможностей реализации гуманистической парадигмы в школе и при занятиях ФК и С.

На основе представленных признаков традиционной парадигмы обучения охарактеризуйте парадигму гуманистическую. Ответьте на вопросы: Как отражаются занятия ФкиС на становлении личности в рамках традиционного и гуманистического подхода, есть ли разница? Какие компоненты деятельности специалиста по физической культуре нуждаются в коррекции для успешного осуществления гуманистического подхода?

►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.

Таблица 6

Традиционная Гуманистическая Гуманистический подход в тренерской практике
1. Учение как усвоение учащимися знаний и умений    
2. Учение как достижение конкретного результата    
3. Опора на передачу информации (изложение фактического материала)    
4. Опора на возрастную предопределенность учебной деятельности школьника    
5. Опора на плановый характер организации учебной деятельности    
6. Опора на требования учебного курса    
7. Жесткая регламентация учебной деятельности    
8. Опора на предполагаемый общий уровень развития детей    
9. Активная, лидирующая роль учителя и репродуктивная роль ученика    
10. Преобладающее внимание развитию интеллекта школьника    
11. Система внешнего оценивания и жестокого контроля    
12. Сравнение детей друг с другом в процессе учебной деятельности    
13. Преобладание в процессе обучения речи учителя: изложение им учебного материала    
14. Организация классов для детей, нуждающихся в коррекции    
15. Тишина и порядок как показатели эффективности урока    
16. Фиксация внимания на ошибках, недостатках, неудачах детей    
17. Адаптация к функционированию в обществе: предметная специализация и профессионализация на ранних этапах обучения    
18. Ориентация учителя на работу с сильными учениками    
19. Учитель действует, ученики подражают      
20. Учитель определяет содержание урока, ученики принимают его.      

Литература:

1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учеб. Для студ. Пед. вузов / А.В. Мудрик ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 1999. – С. 58-62.

2. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики:учеб.пособие для студ. Пед. Вузов-М.:Ростов н/Д Изд.»МарТ»,2006-224с.

3. Социальная педагогика : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / под ред. В.А. Никитина. – М. : Владос, 2002. – С. 150-151.

4. Социальная педагогика : конспекты лекций / авт.-сост. В.А. Титов. – М., 2004. – 160 с.

Наши рекомендации