СЕМИНАР №6. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Создать предпосылки для понимания сущности гуманистического подхода, посредством анализа понятий «ценности», «гуманистическая направленность личности», «гуманизм». Обосновать знания о влиянии ФК и С на становление личности.
ПЛАН
1.Сущность гуманистической парадигмы в педагогике.
2. Признаки социализации гуманистического типа.
3. Понятия ценности и направленность личности как предпосылки личности для осуществления гуманистического подхода.
4. Осуществление гуманистического подхода в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство в России после 1991 года по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека, ставит в центр внимания развитие учтеника, его интеллектуальные потребности и: межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.
В основе гуманистической парадигмы:
- образования, а не субъект-объектные отношения (как у других модлей);
- развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность;
- формирует отношения по типу «субъект-субъект»;
- учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества сотворчества;
-диагностические изменения состояния «объекта» педагогического влияния служат средством отбора;
- низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека;
- пространство критериев оценки перемещается в плоскость межличностных отношений;
- меняется этическая позиция учителя и ученика, которые берут на себя нравственную ответственность за свободный выбор: той или иной позиции во взаимодействии.
- скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Для этого нужно как минимум уметь видеть и слышать другого;
- педагог получает возможность все время обогащаться, профессионально взаимодействуя с учеником.
В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, Обсуждается вопрос «Как любить и понимать ребенка?»
Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воздействий. В ее рамках существуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству, признание развитие ребенка главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет собственный поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания.
Считается, что гуманистическая парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка.
К важнейшим признакам социализации гуманистического типа можно отнести:
- организацию полноценной и разнообразной школьной жизни, охватывающую систему внутришкольных отношений, структуру управления ит.д. школу как «жизненную общность» учащихся, где они могут проявить себя, удовлетворить потребность в дружбе, неформальном общении;
- личностную направленность учебно-воспитательного процесса; реализацию обучения, в центре которого ученик с его потребностями интересами: открытость обучения, т.е. не следование строго намеченному плану, а активное подключение учащихся к планированию урока, совместный поиск оптимальных решений: сотрудничество. Частичный отказ от классно-урочной системы;
- изменение структуры школы – перенос акцента на самовоспитание и самоуправление, развитие и стимулирование процессов саморегуляции;
- установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей , групп и индивидов);
- способность институтов социализации к диалогу и сотрудничеству. Разработка организационных и правовых актов всех лиц, вовлеченных в воспитательный процесс: педагогов, родителей, преподавателей, местных органов, формирующихся финансово промышленных групп;
- становление педагогических сообществ, состоящих из учителей и родителей, объединенных общими установками и способных по мере развития жизнедеятельности демонстрировать учащимся продуктивные идеи сотрудничества;
- множественность и некоторую разсогласованность воспитательных воздействий, как условие развития автономии формирующейся личности.
«Гуманистическая» социализация – реализация в деятельности педагогического коллектива школы целевых установок, связанных с подготовкой молодежи, способных самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Важнейшие признаки этой социализации: организация полноценной и разнообразной школьной жизни. Превращение школы из образовательного учреждения в школу социального типа; личностную направленность учебно-воспитательного процесса; перенос акцента на самовоспитание; установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей, групп и индивидов).
Задание 8:
Цель:Оценить взаимосвязь ценностей, направленности личности как предпосылок осуществления гуманистического подхода в педагогическом взаимодействии.
Перед вами список, включающий жизненные ценности-цели. Пожалуйста, внимательно изучите его и выберите ту из ценностей, которая для Вас наиболее значима и необходима, чтобы чувствовать себя счастливым человеком в жизни, и поставьте СЛЕВА от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2 и т. Д.
Наименее значимая получит номер 20.
Саморазвитие (постоянное физическое и духовное совершенствование)
Познание (расширение своего образования, общей культуры)
Интересная работа
Материально обеспеченная жизнь
Развлечения
Возможность творчества в профессиональной деятельности
Самореализация в спорте
Карьера
Свобода, независимость в поступках суждениях
Общественное принятие
Здоровье учеников (психическое и физическое)
Хорошие отношения в коллективе
Развитие учеников ( физическое и духовное
Высокие результаты в спорте учеников
Уверенность в себе
Хорошие друзья
Внешность, хорошие манеры
Счастливая семейная жизнь, любовь
Здоровье (психическое и физическое)
Переживание прекрасного в природе искусстве
В результате проделанной работы ответьте на вопрос:
1. Являются ли ваши ценности предпосылками для реализации гуманистического подхода в педагогическом взаимодействии?
2. В чем заключается гуманистическая направленность личности специалиста в области физической культуры?
Задание 9:
Цель: Закрепить знания о сущности гуманистической парадигмы в педагогике, на основе чего рассмотреть гуманистическую модель социализации личности. Провести сравнительный анализ возможностей реализации гуманистической парадигмы в школе и при занятиях ФК и С.
На основе представленных признаков традиционной парадигмы обучения охарактеризуйте парадигму гуманистическую. Ответьте на вопросы: Как отражаются занятия ФкиС на становлении личности в рамках традиционного и гуманистического подхода, есть ли разница? Какие компоненты деятельности специалиста по физической культуре нуждаются в коррекции для успешного осуществления гуманистического подхода?
►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.
Таблица 6
Традиционная | Гуманистическая | Гуманистический подход в тренерской практике |
1. Учение как усвоение учащимися знаний и умений | ||
2. Учение как достижение конкретного результата | ||
3. Опора на передачу информации (изложение фактического материала) | ||
4. Опора на возрастную предопределенность учебной деятельности школьника | ||
5. Опора на плановый характер организации учебной деятельности | ||
6. Опора на требования учебного курса | ||
7. Жесткая регламентация учебной деятельности | ||
8. Опора на предполагаемый общий уровень развития детей | ||
9. Активная, лидирующая роль учителя и репродуктивная роль ученика | ||
10. Преобладающее внимание развитию интеллекта школьника | ||
11. Система внешнего оценивания и жестокого контроля | ||
12. Сравнение детей друг с другом в процессе учебной деятельности | ||
13. Преобладание в процессе обучения речи учителя: изложение им учебного материала | ||
14. Организация классов для детей, нуждающихся в коррекции | ||
15. Тишина и порядок как показатели эффективности урока | ||
16. Фиксация внимания на ошибках, недостатках, неудачах детей | ||
17. Адаптация к функционированию в обществе: предметная специализация и профессионализация на ранних этапах обучения | ||
18. Ориентация учителя на работу с сильными учениками | ||
19. Учитель действует, ученики подражают | ||
20. Учитель определяет содержание урока, ученики принимают его. |
Литература:
1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учеб. Для студ. Пед. вузов / А.В. Мудрик ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 1999. – С. 58-62.
2. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики:учеб.пособие для студ. Пед. Вузов-М.:Ростов н/Д Изд.»МарТ»,2006-224с.
3. Социальная педагогика : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / под ред. В.А. Никитина. – М. : Владос, 2002. – С. 150-151.
4. Социальная педагогика : конспекты лекций / авт.-сост. В.А. Титов. – М., 2004. – 160 с.