Методы словарной работы
Введение новых слов в словарь | Закрепление и активизация словаря | |||
Методы | Возраст | Методы | Возраст | |
1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря. | Рассматривание и обследование предметов | Во всех возрастных группах | Рассматривание игрушек | Во всех возрастных группах |
Наблюдение за животными, растениями; за деятельностью взрослых | Во всех возрастных группах | Рассматривание картин знакомого содержания | Во всех возрастных группах | |
Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки | Начиная со средней группы | Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками | Во всех возрастных группах | |
Экскурсии (социальной окружение, природа) | Начиная со средней группы | Словесные игры | Начиная со средней группы | |
2. Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря | Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием. | Главным образом, в старших группах | Лексические (словарные) упражнения | Во всех возрастных группах, чаще в старших |
Чтение и рассказывание литературных произведений. Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач | Во всех возрастных группах | Загадывание и отгадывание загадок Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) | Во всех возрастных группах Преимущественно в средней и старших группах. |
Теоретические основы планирования и организации образовательного процесса в ДОУ. Особенности планирования работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Принципы планирования:
· научность;
· системность (целостность, единство познавательного и речевого развития, выделение ведущих направлений педагогической деятельности);
· оптимальность;
· гибкость;
· комплексность;
· учет индивидуальных особенностей детей.
Специфика планирования работы по развитию речи заключается в том, что:
1. речевые задачи включаются в структуру занятий по другим методикам.
2. планирование носит комплексный характер (в перспективном и календарных планах отражаются все основные группы задач(звуковая культура речи, грамматический строй речи, словарная работа, связная речь, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте)
Перспективное планирование (вариант 1)
Квартал | Задачи работы по развитию речи | Содержание для реализации речевых задач | ||||||
Предметный мир | Природа | Искусство | Математика | Социальный мир | Игра | Труд | ||
Перспективное планирование (вариант 2)
Организационное обучение | Формы взаимодействия с детьми вне занятия | Коррекционная работа |
Занятия (интеллектуально-развивающие; эмоционально-развивающие; оздоровительные) | - игра (виды игр); - экскурсии и тематические прогулки; - вечера развлечений и досуга; - праздники; - концерты и спектакли; - студии и мастерские; - другие формы работы | Игры и упражнения речевой коррекции |
Перспективное планирование (вариант 3)
Результаты диагностики (уровни, ФИО ребенка). Здесь представлено распределение детей по уровням в результате диагностики. | Познавательно-речевые задачи | Совместная деятельность воспитателя и детей (образовательные ситуации, занятия по теме) | Итоговое занятие. Тема, задачи, план проведения. | Самостоятельная творческая речевая деятельность детей (ситуации общения на упражнении детей в речевых формах) | Работа с родителями (по данной теме) | Результат освоения темы в виде условных обозначений: овладел (+); недостаточно овладел (#), не овладел (-) | Индивидуальная работа |
Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребёнком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка.
Важным разделом формирования системы развития речи является проблема обучения грамоте в детских садах, которая вплоть до 1944 года была одной из актуальнейших задач. До революции и в первые годы советской власти, цель дошкольного учреждения состояла, в первую очередь, в подготовке детей к школе. Одной из ведущих задач подготовки было обучение детей родному языку, включающее обучение грамоте, то есть чтению и письму.
С 1944 года, когда школа перешла на обучение детей с семилетнего возраста, и вплоть до 1962 года, вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе дошкольных учреждений не ставился.
Вместе с тем, психологические и педагогические исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, Ю.И. Фаусек доказали необходимость и возможность более раннего обучения грамоте детей. И только в начале 60-х годов XX столетия, благодаря проведенным экспериментальным работам А.П. Усовой, А.И. Воскресенской, обучение старших дошкольников чтению и письму было включено в программу детского сада. В начале 70-х годов, в «Программе воспитания в детском саду» вместо раздела «Обучение грамоте», появляется название, более подходящее по смыслу, для детей дошкольного возраста – «Подготовка к обучению грамоте». Несмотря на изменившуюся формулировку, методическая работа по обучению детей дошкольного возраста чтению и письму велась в полном объеме. Более того, благодаря исследованиям, проводимым в НИИ дошкольного воспитания АПН была создана новейшая методика обучения чтению детей 5-6 лет (Л.Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова), на основе системы Д.Б. Эльконина. Методика заключалась в том, что был выявлен сензитивный период для обучения грамоте, который начинался с пятилетнего возраста, когда ребенок проявляет интерес к звуковой форме родного языка, к его фонетической стороне. В шестилетнем возрасте дети уже успешно овладевают чтением. Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984 г.).
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев).
Обучение детей грамоте начинается со звукового анализа слова и членения предложения, то есть, выявления основного свойства языковой действительности – линейности (Сохин Ф.А.).
Одной из главных задач подготовительного периода в ознакомлении детей с линейностью слова и обучении их звуковому анализу является, «разведение» звуковой и смысловой сторон слова. Такая работа отражена в исследовании Г.А. Тумаковой.
Следующим этапом подготовки дошкольников к обучению грамоте является ознакомление с понятием «слово». В старшей и подготовительной к школе группах, а по некоторым рекомендациям со второй половины года средней группы, проводится специальная работа по ознакомлению с понятием «слово», помогающая обратить внимание ребенка на его смысловую сторону.
Существует определенная методика работы по членению слов на слоги, которая на начальном этапе осуществляется произнесением слов нараспев. В дальнейшем предполагается интересный прием из школьной практики, когда в процессе рассказывания сказки детям сообщается новый термин « часть слова». Затем слово с помощью графической схемы изображается на доске, а дети хором произносят слово по частям. Усвоенные детьми знания проверяются с помощью игры « Живые слова», разработанной Ф.А Сохиным и Г.П. Беляковой.
Наконец, последней задачей по обучению детей к грамоте является ознакомление со звуковым строением слова, то есть, звучащее слово делается объектом специального наблюдения и анализа. В исследованиях Ф.А.Сохина, Г.А. Тумаковой, Л.Е. Журовой разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова. Такая работа проводится в группах, начиная с младшего возраста. Вначале в играх и упражнениях дети учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, произносить их с разной силой голоса и разном темпе.
Средний возраст, рассматривается как подготовительный этап последующего звукового анализа и чтения. Данная методическая работа исследовалась Н.В.Дуровой.
И только в старшем дошкольном возрасте формируется умение проводить звуковой (фонемный) анализ, который помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в словах расположены в определенной последовательности» (Д.Б. Эльконин ).
Последним этапом подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном возрасте является подготовка к обучению письму. Этот процесс представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность.
Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на усилия мелкой моторики руки, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, а также соблюдения графических и орфографических правил. Отсюда становится
понятным, что подготовка к обучению письму непосредственно связана с обучением дошкольников чтению, когда высокий уровень развития устной речи является базой для навыков письменной речи. Поэтому только специальная систематическая подготовка по обучению детей дошкольного возраста чтению и письму, может гарантировать будущую успешную учебу в школе.