Методы словарной работы

Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря
Методы Возраст Методы Возраст
1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря. Рассматривание и обследование предметов Во всех возрастных группах Рассматривание игрушек Во всех возрастных группах
Наблюдение за животными, растениями; за деятельностью взрослых Во всех возрастных группах Рассматривание картин знакомого содержания Во всех возрастных группах
Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки Начиная со средней группы Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками Во всех возрастных группах
Экскурсии (социальной окружение, природа) Начиная со средней группы Словесные игры Начиная со средней группы
2. Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием. Главным образом, в старших группах Лексические (словарные) упражнения Во всех возрастных группах, чаще в старших
Чтение и рассказывание литературных произведений. Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Во всех возрастных группах Загадывание и отгадывание загадок     Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) Во всех возрастных группах     Преимущественно в средней и старших группах.

Теоретические основы планирования и организации образовательного процесса в ДОУ. Особенности планирования работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Принципы планирования:

· научность;

· системность (целостность, единство познавательного и речевого развития, выделение ведущих направлений педагогической деятельности);

· оптимальность;

· гибкость;

· комплексность;

· учет индивидуальных особенностей детей.

Специфика планирования работы по развитию речи заключается в том, что:

1. речевые задачи включаются в структуру занятий по другим методикам.

2. планирование носит комплексный характер (в перспективном и календарных планах отражаются все основные группы задач(звуковая культура речи, грамматический строй речи, словарная работа, связная речь, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте)

Перспективное планирование (вариант 1)

Квартал Задачи работы по развитию речи Содержание для реализации речевых задач
Предметный мир Природа Искусство Математика Социальный мир Игра Труд
                 

Перспективное планирование (вариант 2)

Организационное обучение Формы взаимодействия с детьми вне занятия Коррекционная работа
Занятия (интеллектуально-развивающие; эмоционально-развивающие; оздоровительные) - игра (виды игр); - экскурсии и тематические прогулки; - вечера развлечений и досуга; - праздники; - концерты и спектакли; - студии и мастерские; - другие формы работы Игры и упражнения речевой коррекции

Перспективное планирование (вариант 3)

Результаты диагностики (уровни, ФИО ребенка). Здесь представлено распределение детей по уровням в результате диагностики. Познавательно-речевые задачи Совместная деятельность воспитателя и детей (образовательные ситуации, занятия по теме) Итоговое занятие. Тема, задачи, план проведения. Самостоятельная творческая речевая деятельность детей (ситуации общения на упражнении детей в речевых формах) Работа с родителями (по данной теме) Результат освоения темы в виде условных обозначений: овладел (+); недостаточно овладел (#), не овладел (-) Индивидуальная работа
               
               

Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребёнком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка.

Важным разделом формирования системы развития речи является проблема обучения грамоте в детских садах, которая вплоть до 1944 года была одной из актуальнейших задач. До революции и в первые годы советской власти, цель дошкольного учреждения состояла, в первую очередь, в подготовке детей к школе. Одной из ведущих задач подготовки было обучение детей родному языку, включающее обучение грамоте, то есть чтению и письму.

С 1944 года, когда школа перешла на обучение детей с семилетнего возраста, и вплоть до 1962 года, вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе дошкольных учреждений не ставился.

Вместе с тем, психологические и педагогические исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, Ю.И. Фаусек доказали необходимость и возможность более раннего обучения грамоте детей. И только в начале 60-х годов XX столетия, благодаря проведенным экспериментальным работам А.П. Усовой, А.И. Воскресенской, обучение старших дошкольников чтению и письму было включено в программу детского сада. В начале 70-х годов, в «Программе воспитания в детском саду» вместо раздела «Обучение грамоте», появляется название, более подходящее по смыслу, для детей дошкольного возраста – «Подготовка к обучению грамоте». Несмотря на изменившуюся формулировку, методическая работа по обучению детей дошкольного возраста чтению и письму велась в полном объеме. Более того, благодаря исследованиям, проводимым в НИИ дошкольного воспитания АПН была создана новейшая методика обучения чтению детей 5-6 лет (Л.Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова), на основе системы Д.Б. Эльконина. Методика заключалась в том, что был выявлен сензитивный период для обучения грамоте, который начинался с пятилетнего возраста, когда ребенок проявляет интерес к звуковой форме родного языка, к его фонетической стороне. В шестилетнем возрасте дети уже успешно овладевают чтением. Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984 г.).

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев).

Обучение детей грамоте начинается со звукового анализа слова и членения предложения, то есть, выявления основного свойства языковой действительности – линейности (Сохин Ф.А.).

Одной из главных задач подготовительного периода в ознакомлении детей с линейностью слова и обучении их звуковому анализу является, «разведение» звуковой и смысловой сторон слова. Такая работа отражена в исследовании Г.А. Тумаковой.

Следующим этапом подготовки дошкольников к обучению грамоте является ознакомление с понятием «слово». В старшей и подготовительной к школе группах, а по некоторым рекомендациям со второй половины года средней группы, проводится специальная работа по ознакомлению с понятием «слово», помогающая обратить внимание ребенка на его смысловую сторону.

Существует определенная методика работы по членению слов на слоги, которая на начальном этапе осуществляется произнесением слов нараспев. В дальнейшем предполагается интересный прием из школьной практики, когда в процессе рассказывания сказки детям сообщается новый термин « часть слова». Затем слово с помощью графической схемы изображается на доске, а дети хором произносят слово по частям. Усвоенные детьми знания проверяются с помощью игры « Живые слова», разработанной Ф.А Сохиным и Г.П. Беляковой.

Наконец, последней задачей по обучению детей к грамоте является ознакомление со звуковым строением слова, то есть, звучащее слово делается объектом специального наблюдения и анализа. В исследованиях Ф.А.Сохина, Г.А. Тумаковой, Л.Е. Журовой разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова. Такая работа проводится в группах, начиная с младшего возраста. Вначале в играх и упражнениях дети учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, произносить их с разной силой голоса и разном темпе.

Средний возраст, рассматривается как подготовительный этап последующего звукового анализа и чтения. Данная методическая работа исследовалась Н.В.Дуровой.

И только в старшем дошкольном возрасте формируется умение проводить звуковой (фонемный) анализ, который помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в словах расположены в определенной последовательности» (Д.Б. Эльконин ).

Последним этапом подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном возрасте является подготовка к обучению письму. Этот процесс представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность.

Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на усилия мелкой моторики руки, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, а также соблюдения графических и орфографических правил. Отсюда становится

понятным, что подготовка к обучению письму непосредственно связана с обучением дошкольников чтению, когда высокий уровень развития устной речи является базой для навыков письменной речи. Поэтому только специальная систематическая подготовка по обучению детей дошкольного возраста чтению и письму, может гарантировать будущую успешную учебу в школе.

Наши рекомендации