Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке.
Чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны, следует соблюдать следующие правила:
1. Наказание должно быть справедливым, т. е. применяться не под влиянием плохого настроения педагога, а при полной уверенности в виновности учащегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует.
2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь.
3. Особую категорию составляют случаи конфронтации учащихся с педагогами, так называемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию, "делаю назло". Это очень сложный тип ситуаций, обычно касающийся подростков и старшеклассников. Идеальным вариантом, очевидно, была бы "нулевая реакция" педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого от современных педагогов просто нереально. В таких случаях наказания уместны при наличии "состава преступления", т. е. грубости, явного неподчинения, а на обидные для педагога подтексты нужно постараться ответить мудрым и спокойным игнорированием либо более тонкой иронией, но не откровенным озлоблением. Радикальным выходом служит устранение конфликта, примирение, улучшение отношений с подростком.
4. Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например неуклюжей походки, дефектов речи и т. п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей.
5. Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к ребенку не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.
6. При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает ребенка, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем в глазах группы.
7. Если наказываемый – "отверженный" или "козел отпущения", группа может позлорадствовать и еще больше ухудшить положение ребенка, который нуждается в моральной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности.
Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.
Роль учебной отметки
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка.
По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования отметки как стимулирующего средства, и потому необходимо стремиться делать это наилучшим образом. Любой педагог тонко чувствует влияние его отметки на учащихся, улавливает те моменты, когда можно немного ее завысить с целью поддержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательность учителя служат хорошими советчиками, однако все же следует указать на некоторые типичные ошибочные позиции в оценивании учащихся:
педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением, что происходит либо по причине мягкости характера учителя, либо из-за его слабых знаний. Отметка "отлично" такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования;
педагог очень скуп на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность к уровню знаний и, следовательно, улучшает информированность учащихся. Можно было бы согласиться с таким пониманием функции отметки, но такие учителя часто не скупятся на заниженные оценки;
инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудно вырваться за пределы его репутации у данного учителя. К примеру, если ученик "троечник", учитель очень неохотно ставит ему "четверку" за контрольную работу, которая этого заслуживает, мотивируя это типичным профессиональным предубеждением: "Наверное, списал", – и считает "четверку" уколом для своего профессионального самолюбия. Если же ученик всеми силами старается перейти с "четверки" на "пятерку", учитель, уверенный, что этот учащийся не может знать на "отлично", находит возможность "поставить его на место".
Еще в 30-х гг. ХХ в. выдающийся отечественный психолог Борис Герасимович Ананьев высказал мнение о том, что в школьной практике успеваемость ученика во многом определяется различными психологическими ситуациями: мнением педагога об ученике, его случайными о нем представлениями, настроением педагога в момент оценивания знаний учащегося и т. п.