Тематика контрольных работ. 1. Роль религии и христианской церкви возникновении и развитии специального

1. Роль религии и христианской церкви возникновении и развитии специального образования.

2. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Древнем мире.

3. Формирование и развитие в школьной системе специального образования.

4. Важнейшие идеи классической науки, оказавшие влияние на развитие специальной педагогики и специальной психологии.

5. Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые, педагоги-практики, общественные деятели в области специальной педагогики и специального образования, их вклад в развитие специального образования (по выбору).

6. Философская и педагогическая антропология об образовании человека с нарушениями развитии.

7. Современные философско-социологические концепции как основа формирования и реализации интеграционных идей массового и специального образования.

8. Роль христианской этики в формировании современных гуманистических взглядов на человека с ОВЗ.

9. Международные стандарты в области защиты прав свобод человека с ОВЗ.

10. Параметры, определяющие тип нарушения психического развития (В.В. Лебединский).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы специального образования.

2. Модели образовательной интеграции детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

3. Этапы становления системы специального образования в России

4. Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в последней редакции).

5. Основные этапы истории специального образования за рубежом.

6. Периодизация развития специальной педагогики в связи с историей науки.

7. Основополагающие понятия, термины специальной педагогики.

8. Гуманистические ориентиры развития понятийного аппарата специальной педагогик и специальной психологии

9. Современная философия и смежные науки, как теоретико-методологические основы специальной педагогики и специальной психологии.

10. Социокультурная концепция образа жизни человека с ОВЗ.

11. Социокультурная интеграция лиц с ОВЗ.

12. Понятие субкультуры применительно к лицам с ОВЗ.

13. Клинические аспекты специальной педагогики и специальной психологии.

14. Научные дисциплины, обеспечивающие медико-биологические основы специальной педагогики.

15. Полифундаментальность в методологии исследований по специальной педагогике и специальной психологии.

16. Использование в специальной педагогике методологии смежных наук.

17. Принципы специального образования.

18. Формы организации специального образования: интеграция и дифференциация.

19. Модели интегрированного образования.

20. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.

21. Перспектива развития специальной педагогики и специальной психологии.

22. Современные приоритеты развития системы специального образования.

23. Концепция реформирования системы специального образования в России.

24. Формирование научных образований специальной педагогики в эпоху просвещения.

25. Экономические основы специального образования.

26. Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки

27. Развитие специальной педагогики на базе достижений технологической и информационной революцией ХХ в., в контексте интеграции научного и гуманитарного знания.

28. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности

29. Научные основания специальной педагогики и специальной психологии

30. Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

1. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000. – 280 с.

2. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. – СПб., 2002. – 230 с.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие, 2001. – М. : НЦ ЭНАС. – 136 с.

4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» /Сост.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.

6. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.

7. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь.:Учебное пособие/ Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд.,перераб. и доп. – СПб.: КАРО,2006. – 144 с.

б) дополнительная литература:

1. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.

2. Домицкевич С. А. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1983.

3. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. М., 1974.

4. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

5. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного развития: Методические рекомендации. М.: изд. Ин-та психиатрии АМН СССР, 1975, 97 с.

6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Пособие для студ.сред. и высш. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.

7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно – развивающего обучения / Под ред С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224с.

8. Карпулина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-168с.

9. Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемами в развитии.-М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002.- 206 с.

10. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в разви-тии. М.-Астрель,2008

11. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект) – М.: В. Секачёв, ИОИ, 66 с., 2004 г.

12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособие для студ.психол. фак. Высш. Учеб.заведений. - М.:Издательский центр «Акамедия»,2003. -144 с.

13. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

14. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 398, [2] с. – (Библиотека логопеда).

15. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 176

16. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.заведений/ Сост. и авт. Коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.:Изд. центр «Академия», 2000. -184 с.

17. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -312 с.

18. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изда-тельский центр «Академия»,2001.- 400 с.

19. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической по-мощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.

20. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением:/ Под ред М.И.Рожкова.- М.: Гу-манит. изд. центр «Владос», 2001.-240 с.

21. Замский Х.С. История олигофренопедагики.-М.: Просвещение, 1980.-198 с.

22. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспек-ты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. – (Коррекционная педагогика).

в) Интернет-ресурсы:

1. Национальная библиотека Украины им. В. Вернадского. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/

2. Библиотека учебной и научной литературы. – Режим доступа: http://www.sbiblio.com/biblio/

3. Всеукраинская электронная библиотека. – Режим доступа: http://youalib.com/

4. Российская национальная библиотека. – Режим доступа: http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

5. Львовская национальная научная библиотека Украины им. В. Стефаника. – Режим доступа: http://www.lsl.lviv.ua/

6. Электронный каталог библиотеки ОГПУ. – Режим доступа: http://www.ospu.ru/?id5=2

7. «Университетская библиотека online». – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

8. Национальный цифровой ресурс РУКОНТ. – Режим доступа: http://www.rucont.ru/

9. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru|

10. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

Наши рекомендации