Процедура защиты курсовой работы
Процедура защиты имеет форму публичной научной дискуссии, в которой могут принять участие не только члены комиссии, но и любой из присутствующих на защите. Процедура защиты устанавливается заместителем директора по научно-методической работе и утверждается директором колледжа. Как правило, процедура защиты включает доклад студента (не более 10 минут), вопросы членов комиссии и ответы студента.
На защиту курсовой работы студент должен предъявить курсовую работу с вложенным в нее отзывом научного руководителя, индивидуальный дневник учебно-исследовательской деятельности студента и зачетную книжку, а также подготовить доклад и иллюстративный материал. Курсовая работа, не имеющая письменного отзыва научного руководителя, до защиты не допускается.
Говоря о публичной защите материалов исследования, напомним, что существует множество факторов эффекта воздействия на аудиторию, среди которых, в первую очередь, необходимо назвать следующие: личная значимость темы, привлекательность материала для аудитории, содержание доклада, форма его передачи, качество иллюстрирования, доказательность информации, тип обращения к аудитории и стиль подачи материала.
Общее впечатление от защиты во многом зависит от содержания представленного доклада и качества ответов на вопросы членов комиссии.
Во время защиты работы следует учесть следующие рекомендации:
1. Естественно, что лучшее впечатление производит свободная форма выступления, когда студент не читает текст, не отрываясь от бумаги, а аргументировано, эмоционально и свободно излагает его содержание, владея аудиторией и следя за ее реакцией.
2. Пользуясь заранее приготовленным иллюстративным материалом или сопровождая доклад компьютерной презентацией, автор работы может добиться дополнительного положительного впечатления от своего вступления.
3. Важно, чтобы речь докладчика и ответы на вопросы были грамматически правильными, ясными, точными, звучали убедительно и уверенно. В то же время следует избегать чрезмерно аффективной речи. Наиболее приемлема спокойная повествовательная манера изложения материала, разумная для восприятия скорость речи, использование жестов и пауз до и после высказывания важных мыслей.
4. По окончании выступления члены комиссии, а также все присутствующие на защите, имеют право задать студенту вопросы по содержанию курсовой работы, методам исследования, библиографическому списку, уточнить все то, что показалось им неясным и требующим дополнительных объяснений и комментариев. Поэтому будьте готовы к критике в свой адрес, относитесь к этому спокойно и не пытайтесь оправдать себя любой ценой. В данном случае необходима обоснованная защита своей точки зрения. Более того, неуместно и бестактно отвечать задавшему вопрос фразами типа: «На этот вопрос я уже отвечал раньше» или «Я же уже об этом сказал».
«Не спорь, но разъясняй свою позицию» - именно по такому принципу должны строиться ответы студента. Автор работы должен проявлять скромность в оценке своих результатов исследования и тактичность по отношению к задающим вопросы. Ответы должны быть краткими, касаться только существа дела, четкими и хорошо аргументированными. Во время ответов на вопросы можно обратиться к иллюстративному материалу или показать тот или иной слайд.
5. Все сделанные замечания необходимо зафиксировать и в дальнейшем тщательно проанализировать.
6. Помните, у Вас должна оставаться собственная точка зрения, но необходимо и проявлять уважение к мнению и рекомендациям членов комиссии. В этом Вам помогут такие фразы, как: «Спасибо, мы обязательно учтем Ваши предложения и рекомендации», «Это интересный аспект проблемы, но он не входил в задачи нашего исследования» и т.п.
Итак, защита – прекрасный повод показать свои лучшие качества, профессионализм и компетентность. «Только веря в себя можно убедить окружающих поверить в Вас» [1, С.25].
По завершению публичной защиты комиссия на закрытом заседании обсуждает каждую представленную работу и отмечает ее сильные стороны и недостатки, оценивая представленные работы соответствующими оценками (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). При определении итоговой оценки по защите курсовой работы учитываются: отзыв научного руководителя, доклад студента, ответы на вопросы.
В случае расхождения мнений членов комиссии решение принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим.
Студент, выполнивший курсовую работу на оценку «неудовлетворительно» имеет право на повторную защиту. В этом случае студенту предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или доработки прежней темы, и определяется срок для ее выполнения.
Итоговая оценка заносится в протокол заседания комиссии, сообщается студенту, проставляется в его зачетную книжку и индивидуальный дневник учебно-исследовательской деятельности.
Согласно методическим рекомендациям по выполнению студентами курсовых работ [7, 20], выполненные работы хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее пяти лет. Лучшие курсовые работы, представляющие учебно-методическую ценность, используются в качестве учебных пособий в информационно-методическом центре колледжа.
После защиты курсовой работы студенты испытывают различные чувства: огромную радость, уверенность в своих силах, благодарность научному руководителю, усталость, желание продолжать начатое исследование или недовольство собой, разочарование. В любом случае включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы исследования, определиться в своей педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать, что, в конечном счете, помогает развитию у будущих специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии. В процессе подготовки и защиты курсовой работы студент получает бесценный опыт исследовательской деятельности, навыки общения и публичной защиты, что, без сомнения, является важным этапом подготовки к осуществлению исследовательской деятельности на более высоком теоретическом и практическом уровне при выполнении выпускной квалификационной работы. Главное – Вы «…приобретете умения вести научную работу» [19, С. 3].
Заключение
Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение.
Наука есть не только знание, но и сознание,
т.е. умение пользоваться знанием как следует.
В. Ключевской
Учебно-исследовательская деятельность является основополагающей для совершенствования образовательного процесса, повышения качества выпускаемых специалистов, научного потенциал образовательного учреждения. Она содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в колледже знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. В процессе научного поиска происходит осознание необходимости дальнейшего самосовершенствования и саморазвития. Поэтому мы рассматриваем ее как важнейшее стратегическое направление совершенствования качества профессиональной подготовки конкурентоспособного педагога.
В процессе выполнения курсового проекта у студентов постепенно складывается определенное видение целостного педагогического процесса, формируется система педагогических навыков и умений, что позволяет им приобщиться к поиску путей совершенствования работы с детьми дошкольного и школьного возраста посредством теоретического анализа, обобщения, экспериментирования, что, безусловно, имеет решающее значение в подготовке специалистов системы непрерывного педагогического образования.
Для успешного включения студентов в процесс осуществления данного вида деятельности первостепенное значение имеет ее методическое обеспечение, направленное на приобщение студентов к теоретическим основам исследовательской деятельности, формирование основных исследовательских умений и навыков, совершенствование культуры учебного труда, освоение технологии подготовки, оформления и защиты студентами основных положений исследования. Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время, несмотря на усиление исследовательского компонента в профессиональной педагогической деятельности, отмечается недостаточная разработанность в литературе процедуры выполнения курсовой работы.
Анализ и обобщение опыта работы по организации и руководству учебно-исследовательской деятельностью студентов, а также наблюдения за процессом выполнения курсовых проектов студентами колледжа позволили выделить трудности, которые встречают юные исследователи в процессе выполнения курсовой работы, и дать рекомендации по выполнению данного вида деятельности. Представленные методические рекомендации помогут студентам в поэтапном теоретическом освоении специфики исследовательской деятельности: определении темы работы, выборе проблемы, отборе адекватных методов исследования и их использовании, определении этапности изучения проблемы, обработке и интерпретации фактического материала, его публичном представлении и защите собственных позиции и взглядов на проблему исследования.
Использование данных рекомендаций поможет регламентировать процесс исследовательской деятельности, обеспечить рациональную организацию учебно-исследовательского труда студентов, познакомит их с приемами, обеспечивающими успешное выполнение курсовой работы.
Перспективой продолжения работы является разработка методических рекомендаций по выполнению выпускных квалификационных работ студентами педагогического колледжа, а также разработка методических указаний по выполнению курсовых проектов для студентов различных специальностей.
Надеемся, что грамотно продуманная и четко организованная система подготовки студентов к учебно–исследовательской деятельности, позволит сформировать профессионально значимые качества педагога-исследователя, стремящегося к научному поиску, внедрению смелых идей и к образованию через всю жизнь.