Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение их разными знаниями.

Гогебашвили

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили - student2.ru Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш.А. Амонашвили

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая + религиозная.

Методологический подход: личностно ориентированный.

Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиозной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный.

Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.

Категория объектов: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

Векторы целей

¶ Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

¶ Облагораживание души и сердца ребенка.

¶ Развитие и становление познавательных сил ребенка.

¶ Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

¶ Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.

Концептуальные положения

v Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения.

v Воспитание должно опережать обучение знаниям.

v Сердечное общение.

v Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

v Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

v Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

v Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

v Игровые методы – основа учебного процесса.

v Принципы педагогической деятельности: 1) любить ребенка; 2) очеловечить среду, в которой живет ребенок; 3) прожить в ребенке свое детство.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

– познавательное чтение;

– письменно-речевая деятельность;

– лингвистическое чутье (уроки родного языка);

– квазичтение и квазиписьмо;

– приемы материализации процессов чтения и письма;

– литературное творчество детей;

– математическое воображение;

– осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.);

– постижение прекрасного (уроки о природе);

– планирование деятельности;

– общение; иноязычная речь;

– шахматы;

– духовная жизнь;

– осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.);

– постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.);

– общечеловеческие качества.

Особенности методики

Перечисленные знания и умения и качества личности ребенка формируются с помощью специального содержания и огромного количества методов и методических приемов, которые можно объединить в определенные группы:

– гуманизм воспитания: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

Рис. 23. Гуманизм воспитания по Ш.А. Амонашвили

– индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

Рис. 24. Индивидуальный подход по Ш.А. Амонашвили

– личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера;

Рис. 25. Личностный подход по Ш.А. Амонашвили

– мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики;

Рис. 26. Мастерство общения по Ш.А. Амонашвили

– культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь;

Рис. 27. Урок у Ш.А. Амонашвили

– оценивание деятельности детей:использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка;

Рис. 28. Отметки у Ш.А. Амонашвили

– резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Рис. 29. Резервы семейной педагогики по Ш.А. Амонашвили

Наши рекомендации