Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение их разными знаниями.
Гогебашвили
Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Классификационные параметры технологии Ш.А. Амонашвили
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: гуманистическая + религиозная.
Методологический подход: личностно ориентированный.
Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.
Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.
Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиозной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный.
Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.
Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
Преобладающие средства: вербальные + практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества.
Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.
Категория объектов: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Векторы целей
¶ Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
¶ Облагораживание души и сердца ребенка.
¶ Развитие и становление познавательных сил ребенка.
¶ Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
¶ Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.
Концептуальные положения
v Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения.
v Воспитание должно опережать обучение знаниям.
v Сердечное общение.
v Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
v Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
v Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
v Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
v Игровые методы – основа учебного процесса.
v Принципы педагогической деятельности: 1) любить ребенка; 2) очеловечить среду, в которой живет ребенок; 3) прожить в ребенке свое детство.
Особенности содержания
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:
– познавательное чтение;
– письменно-речевая деятельность;
– лингвистическое чутье (уроки родного языка);
– квазичтение и квазиписьмо;
– приемы материализации процессов чтения и письма;
– литературное творчество детей;
– математическое воображение;
– осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.);
– постижение прекрасного (уроки о природе);
– планирование деятельности;
– общение; иноязычная речь;
– шахматы;
– духовная жизнь;
– осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.);
– постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.);
– общечеловеческие качества.
Особенности методики
Перечисленные знания и умения и качества личности ребенка формируются с помощью специального содержания и огромного количества методов и методических приемов, которые можно объединить в определенные группы:
– гуманизм воспитания: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
Рис. 23. Гуманизм воспитания по Ш.А. Амонашвили
– индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
Рис. 24. Индивидуальный подход по Ш.А. Амонашвили
– личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера;
Рис. 25. Личностный подход по Ш.А. Амонашвили
– мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики;
Рис. 26. Мастерство общения по Ш.А. Амонашвили
– культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь;
Рис. 27. Урок у Ш.А. Амонашвили
– оценивание деятельности детей:использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка;
Рис. 28. Отметки у Ш.А. Амонашвили
– резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.
Рис. 29. Резервы семейной педагогики по Ш.А. Амонашвили