По характеру познавательной деятельности
- объяснительно-иллюстративный (репродуктивный)
- частично-поисковый (эвристический)
- проблемное изложение
- исследовательский
По дидактической цепи.
- методы изучения новых знаний
- методы закрепления знаний
- методы контроля
По месту в структуре деятельности.
- методы организации и осуществления уч. деятельности
- методы ее стимулирования и мотивации
- методы контроля и самоконтроля за уч. деятельностью
Карточки для опроса
Тема: "Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся"
Дайте общую характеристику методам обучения по источнику знаний.
Дайте общую характеристику практическим методам обучения.
Дайте общую характеристику наглядным методам обучения.
Дайте общую характеристику словесным методам обучения.
Что вы понимаете под методом и приемом обучения?
По какому принципу осуществляется классификация методов обучения?
Дайте общую характеристику методам обучения по характеру познавательной деятельности.
Дайте общую характеристику методам обучения по дидактической цели.
Дайте общую характеристику методам обучения по месту в структуре деятельности.
Каковы особенности и использования методов обучения при компьютеризации обучения?
Какими исходными положениями Вы будете руководствоваться при подготовке к уроку в выборе методов обучения?
В чем сущность бинарного подхода к классификации методов обучения?
Какой классификации методов обучения придерживаетесь Вы? Обоснуйте свой выбор.
Назовите важнейшие классификации методов обучения.
Чем объяснить различные классификации методов обучения?
Раскройте сущность и приемы применения основных групп методов обучения.
Покажите, как влияют цель и содержание учебной работы на выбор методов обучения.
Что следует понимать под методами обучения?
Тема: Выбор методов обучения при подготовке учителя к уроку (практическое занятие)
Цель:формировать умения и навыки студентов эффективно использовать методы и приемы обучения при организации учащихся на учебную деятельность на конкретном уроке.
Участники:
• студенты - «учителя»;
• студенты - «ученики»;
• студенты эксперты.
Инструкция для «учителя»:представьте, что Вам необходимо провести комбинированный урок в третьем классе (предмет на выбор студента) До него ученики занимались физической культурой. Придя на урок, все находятся во власти интересной спортивной игры. Вам необходимо найти эффективные методы и приемы, с помощью которых можно было бы обеспечить психологическую организацию учащихся на учебную деятельность, исходя их требований конкретной темы.
Инструкция для «учащихся»:Вы учитесь в третьем классе. Пришли на урок после физкультуры, где принимали участие в интересной спортивной игре. Учитель зашел в класс, но Вы находитесь под впечатлением происходившего. Разговариваете, спорите, выясняете, кто допустил ошибку при передаче мяча, с какой команды несправедливо сняли два очка и т.д.
Инструкция для «экспертов»:
1. Внимательно проследите, как «учитель» зашел в класс.
2. Оцените приемы, которые использовал «учитель» для психологической организации «учащихся» на уроке.
3. По поведению «учащихся» определите эффективность действий «учителя».
4. Оцените соответствие применяемых методов подачи учебного материала, а также темпов урока особенностям развития обучающихся и их возможностям.
5. Оцените деятельность учителя по 10- бальной шкале. Такое задание выполняют все студенты поочередно, которые выступают в роли «учителя».
Литература
1. Родионов В.А., СтупницкаяМ.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – М., 2003.
2. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. –М., 2004.
Тема: Формы организации обучения и их развитие в дидактике
План:
1. Понятие о формах обучения. Их классификация.
2. Исторически известные и современные формы обучения.
3. Урок - основная форма обучения.
4. Другие формы обучения.
Вопросы на закрепление изученного материала
1. Чем отличается метод обучения от формы организации учебной работы.
2. Дайте определение понятия "формы обучения".
3. Назовите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.
4. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки.
5. Назовите особенности мангеймской системы, системы белл-ланкастера., Дальтон-плана, плана Трампа.
Вопросы и задания для самоконтроля (на дом)
1. Подумайте, какое влияние социально-экономические условия оказываю на развитие организационных форм учебной работы.
2. Проверьте себя, усвоены ли вами основные формы организации обучения.
Составьте схему основных форм организации обучения.
3. Составьте план проведения экскурсии. Дайте педагогическое обоснование плана.
4. Подумайте, каковы рациональные способы организации домашней работы учащихся?
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1999.
2. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред.
И.Б. Первина. - М.,1995.
3. Харламов И.Ф. как активизировать учение школьников. - Минск, 1995.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990.
5. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М., 1988.
Опорный конспект
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – категория, обозначающая внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается.
Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.