Часть I Психолого-педагогическая характеристика дошкольников старшего возраста и умственно отсталых учеников 0–1 классов вспомогательной школы в развитии
Вместо предисловия
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли "на равных" играть с ребенком, особенно имеющим отклонения в развитии, выбираем ли для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством? Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника и младшего школьника. (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)
Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе все шире используются ЛЕГО-технологии. Одной из них является конструктивно-игровое средство ЛЕГО ДУПЛА, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего – большим диапазоном возможностей. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Отечественными психологами и педагогами (Н.Д. Соколова, Г.В. Косова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева и др.) доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами и психологами и автором, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным психофизическим развитием.
Вопросами разработок методик обучения конструктивной деятельности детей, имеющих нормальное психофизическое развитие, занимались Н.Н Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.; дошкольников с умственными отклонениями – О.П. Гаврилушкина и др. В каждой из методик значительное место отводилось пропедевтическому этапу работы, подчеркивалось важное значение данного периода обучения для детей, имеющих отклонения в развитии, и для дошкольников с нормальным психофизиологическим развитием.
Подчеркивая социальную значимость игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин в то же время отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: "К этому космосу веры и сложных переложений ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не детей-творцов".
В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.
Для более эффективной работы с такими детьми необходимо было создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющее связывать их, быстро "строить" надежные и устойчивые "мостики" к тем навыкам и умениям, которые должен освоить ребенок. Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию разветвленной системы наборов ЛЕГО, которая нашла широкое применение во всем мире. В последние годы ЛЕГО все более широко применяется при решении психолого-педагогических задач и в нашей стране.
Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Однако вопросы формирования начального этапа конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО в специальной научно-методической литературе не получили должного освещения и лишь в последнее время изучаются и практически используются.
Методика обучения ЛЕГО-игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Основу процесса его усвоения составляют чередование практических и умственных действий самого обучаемого, а также учитываются особенности конструктивно-игровой деятельности детей. Методика апробировалась на 6-7-летних дошкольниках, имеющих как нормальное психофизическое развитие, так и речевую патологию (ОНР II–III уровень, осложненные дизартрией, стертой формой дизартрии), и умственно отсталых учениках 0–1 классов. Стихи были специально написаны В.Г. Безбородовым.
Часть I Психолого-педагогическая характеристика дошкольников старшего возраста и умственно отсталых учеников 0–1 классов вспомогательной школы в развитии
Дети с нормальным психофизическим развитием к 4,5–5 годам полностью овладевают всей системой родного языка. Они говорят связно, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, без труда пересказывают рассказы, сказки, у них уже полностью сформирована звукопроизносительная сторона речи. На фоне развития сюжетно-ролевой игры у детей развиваются творческие способности, речевая активность, формируется познавательный интерес, что в целом направлено на формирование учебной деятельности.
Нормально развивающиеся дети при направленной помощи воспитателя способны самостоятельно овладеть игрой и конструированием.
У детей с нарушениями речи, даже обучаемых специально, отмечается более позднее появление речевой активности: первые слова появляются к 3–4 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная вербальная память на фоне относительно сохранных логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или забывают. Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев без целенаправленного педагогического воздействия не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из-за особенностей словесно-логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Наряду с общей соматической ослабленностью у детей отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук; недоразвитие мелкой моторики.
Перечисленные особенности детей сказываются на развитии учебной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях.
У умственно отсталых младших школьников (олигофрения в степени дебильности) ведущим фактором является недостаточность познавательной деятельности. У учеников ограничены представления об окружающем мире, снижена речевая активность и эмоционально-волевая сфера, грубо нарушены психические процессы(мышление, память, внимание, воображение). Недоразвитие навыков познавательной деятельности выражается в слабости логического мышления, что проявляется в низком уровне развития обобщения, сравнения.
Интеллектуальный дефект сочетается с недоразвитием речи. Умственно отсталые ученики не различают звуки речи, слова, неточно воспринимают речь окружающих, с трудом овладевают обобщенными и абстрактными понятиями, сложными предложениями, что значительно затрудняет игровую, конструктивную, учебную деятельность и требует непосредственного целенаправленного руководства со стороны педагога (дефектолога), а также более эффективных приемов обучения.
Коротко о ЛЕГО
С ЛЕГО легче все уметь,
С ЛЕГО легче поумнеть.
У каждой игрушки своя история. У ЛЕГО она достаточно интересна, поэтому на занятиях ее можно рассказывать детям, как имеющим нормальное психофизического развитие, так и с речевой патологией. Датский плотник Оле Кирк Христианес в деревне Биллу основал фирму по производству деревянных игрушек; позднее фирма начала выпускать только конструкторы. Слово ЛЕГО, которое в переводе с латинского означает "я учился", "я собирал", официально зарегистрировано в Дании 1 мая 1954 г. После дальнейшего развития ЛЕГО-кирпичиков компания наладила производство тематических наборов: "Зоопарк", "Дом", "Замки", "Города" и т. д. В 1989 г. начал работать образовательный отдел ЛЕГО ДАКТА, выпускающий наборы специальной учебной комплектации. В 1996 г. ЛЕГО-группа вышла в Интернет. Подробнее познакомиться с историческими материалами можно на сайте http://lego.dacta.com. В настоящее время обучающие наборы имеют следующую модификацию: ПРИМА – предназначены для детей от 6 мес. до 2 лет, ДУПЛА – для детей от 2 до 5 лет, ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет.
Наборы ЛЕГО-ДУПЛА наиболее доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии. Крупные детали в этих наборах, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, отличаются особой яркостью, разнообразием форм элементов, модификационностью, большим диапазоном типов возможных построек и игровых ситуаций и очень нравятся детям.
ЛЕГО-элементы имеют довольно большие размеры и разнообразны по форме. Основные элементы ЛЕГО напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различать числом кнопочек, специальных прочных приспособлений для скрепления, расположенных вертикально и горизонтально. Например, 2x2 (два в горизонтальном и два в вертикальном рядах), 2x4 и т. д. Другие – формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазкам…, также окрашены в яркие основные цвета и имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Кроме того, наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.
Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много. Например, два кирпичика 2x4 можно скрепить между собой 24 способами и т. д., что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.
К сожалению, использование наборов ЛЕГО при работе с детьми, особенно родителями, как правило, не имеющими необходимого опыта, ограничивается созданием построек зачастую без предварительного плана и обдумывания важнейших узловых моментов занятия. Это объясняется во многом тем, что создание методической базы использования ЛЕГО значительно отстает от процесса создания конструкторов как таковых, что не дает использовать все возможности, заложенные в столь мощном инструменте, как ЛЕГО.