Обобщая основные профессионально важные качества личности педагога-исследователя, правомерно представить их в следующем виде

1. Общие психолого-педагогические качества:

· профессиональная психолого-педагогическая направленность;

· социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, справедливость и доброжелательность к людям, общительность, требовательность к себе и людям.

2. Профессиональные психолого-педагогические качества:

· психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и практическая подготовленность;

· развитые психолого-педагогические способности: коммуникативные, перцептивные, проективные, суггестивные, эмоционально-волевые, конструктивные, дидактические, организаторские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креативные).

3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогические качества:

· психолого-педагогическая направленность психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;

· эмоциональная отзывчивость (эмпатия);

· развитость воли;

· рефлексия.

Педагогическое мастерство исследователя проявляется в высоком уровне развития его профессиональных способностей:

интеллектуальных(развитость научного психолого-педагогического мышления), которые определяют умения:

· анализировать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несущественного;

· проводить психологический и педагогический эксперименты;

· осуществлять научный поиск в гностическом цикле «факты — модель — гипотеза — следствия — проверка»;

· строить на основе опытных данных теоретическую (идеализированную) модель, находить связи между количественными и качественными сторонами исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости;

· рассматривать процессы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противоречия;

· абстрагироваться, анализировать и обобщать исследовательский материал;

· сюда же относится интуиция, дар предвидения, обширность знаний;

перцептивных, которые лежат в основе умения проникать во внутренний мир человека: необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и т. п.;

коммуникативных, позволяющих устанавливать правильные взаимоотношения с участниками процесса исследования;

конструктивных, дающих возможность предвидеть ход, развитие и результаты образовательного процесса;

суггестивных, нацеленных на получение нужного результата путем эмоционально-волевого влияния, внушения силой слова, авторитета;

эмоционально-волевых, которые позволяют управлять своим внутренним состоянием, чувствами, поведением;

дидактических, проявляющихся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, аргументированно;

организаторских, позволяющих организовать познавательную деятельность обучающихся, а также свою собственную работу педагога-исследователя: высокая самоорганизация, большая работоспособность;

научно-познавательных, которые дают возможность оперативно овладевать новой информацией;

творческих (креативных), позволяющих творчески решать психолого-педагогические и исследовательские задачи:

· уклонение от шаблона,

· оригинальность,

· инициативность,

· удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса,

· непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Многое зависит от уровня развития нравственных качеств исследователя, определяющих его культуру:

· его уважительного отношения к тому, что уже сделано по проблеме другими,

· скромности,

· объективности в оценке личного вклада в коллективную работу и др.

Глубокое изучение работы предшественников – не только дань уважения, признания их вклада в разработку той или иной проблемы – от него зависит качество разработки проблемы самим исследователем.

Экспериментальная работа требует исключительной добросовестности.

Принципиальность исследователя проявляется многообразно. Это отстаивание своей концепции, методики исследования, стремление к объективности результатов, аргументация выводов, воспринимаемых с сомнением. Однако, существует граница между принципиальностью и доброжелательностью. Так, при рецензировании, научной оценке работы можно перечислить замеченные недостатки, увидеть слабые места, зафиксировать их и довести до сведения автора. Но гораздо более этично, принципиально помочь коллеге устранить замеченные недостатки, подсказать конкретные пути, средства преодоления трудностей, погрешностей.

В процессе научной работы педагог-исследователь вступает в непростые отношения с испытуемыми, коллегами по работе, с учеными, работающими в той же предметной области. И общий итог, эффективность, плодотворность научного исследования в значительной степени зависит от его умения этически правильно построить взаимоотношения с окружающими.

Успех деятельности педагога-исследователя во многом зависит от стиля профессионального общения, то есть индивидуально-типологических особенностей его взаимодействия с респондентами, и определяется коммуникативными возможностями, его творческой индивидуальностью, уровнем развития качеств личности, обеспечивающих контакт с людьми, позволяющих раскрыть их, получить объективные данные при исследовании субъективных явлений.

Для получения объективных научных данных в психолого-педагогическом исследовании сам педагог-исследователь должен владеть общением как искусством. Причем это искусство должно быть самого высокого уровня, когда человек понимает людей, чувствует их при ограниченном вербальном контакте, умеет раскрывать души и сердца участников исследования в кратчайшие сроки.

Способствует этому психолого-педагогический такт исследователя, т. е. его способность разумно и умело использовать арсенал средств воздействия на личность и взаимодействовать с ней.

Наши рекомендации