О целях образования в Школе Жизни

Цели образования Школы Жизни проистекают, с одной стороны, из высших гуманных идеалов цивилизованного об­щества, с другой же — из теории гуманно-личностного под­хода к детям, из понимания сути образования в контексте тео­рии. Наивысшим постулатом этих идеалов принимается заповедь из "Нового Завета": "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (От Матфея Святое Благовествование), то есть человеку предлагается совершенствовать себя до той степени, чтобы стать Богочеловеком.

На пути достижения этой высочайшей цели человечеству приходится поколения за поколениями, шаг за шагом пре­одолевать трудности восхождения по скалистой лестнице ду­ховности, нравственности, образованности. Не обходится и без срывов и падений.

Полоса технократической эпохи, эпохи погони за матери­альными благами ознаменовалась снижением духовности, высокой нравственности, обесцениванием высших идеалов. Эта эпоха исказила облик человека. Человек стал хотя интел­лектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его больше замкнулись на личном благополучии, и в меньшей степени обращены они на всеобщие блага, на духовные запросы. Эта эпоха технократии низвела высочайшие цели образования до эгоистических и грубоматериалистических запросов: воору­жить молодое поколение прочными знаниями основ наук, дать им возможность "пробиваться" в жизни и преуспеть в накоплении благ технократической цивилизации. Процесс обучения вытеснил из школы целостный образовательный процесс. Педагогическая наука этой эпохи универсализировала принцип авторитаризма в педагогическом процессе, ув­леклась разработкой проблем дидактики (процесса обучения) и созданием отдельных дидактических систем с усиленными возможностями развития интеллекта. Такие цели школы, как становление нравственной и духовной, свободной и творче­ской личности, хотя и провозглашались, но в качестве при­датка и результата обучения.

На грани двух эпох — изжившей себя и уходящей эпохи технократизма и наступающей эпохи Сердца и Духовности — воз­рождаются высочайшие духовные и нравственные ценности, происходит переоценка ценностей, ведётся обновление образо­вательной сферы в сторону духовности, гуманизации и гумани­таризации, поиска систем по развитию личности. Этот период стыка эпох, — когда уходящая эпоха не хочет уходить и чувствует в себе силы, а наступающая ещё не успела набрать си­лы, — сложен и противоречив. Всё это оказывает влияние на обновляющее движение в образовательной сфере, оно отра­зилось и в определении целей, задач и содержания Школы Жизни.

При определении целей и задач Школы Жизни учитыва­ется, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней звено. Поэтому, с одной стороны, она должна брать на се­бя ответственность заложить основы для успешного осуще­ствления целей и задач единого образовательного процесса на последующих ступенях, с другой же — ставить перед со­бой свои собственные цели и задачи, с пользой разрешае­мые на этом этапе и при данных свойствах возраста. Одна­ко строгое отмежевание целей и задач Школы Жизни от це­лей и задач последующих ступеней школы практически не­возможно.

В системе целей и задач Школы Жизни выдвигается основная цель как стержень всего образовательного процесса и подчинённые и сопутствующие ей цели и задачи.

Основная цель отвечает на вопрос: к образованию и вос­питанию какого человека стремится школа? Исходя из уже сказанного в начале данного раздела, в качестве основной цели, которой должна следовать школа в целом, личностно-гуманная педагогика рисует перед собой облик Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Нет необходимости давать толкование сути Благородного Че­ловека, ибо вековые идеалы общества в сознании людей ри­суют многогранную картину благородных граждан. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не сможет сбиться с толку (как это могло про­изойти в отношении иных понятий, вроде "Новый Чело­век"). И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нём родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как "Хороший человек", "Воспитан­ный человек", "Образованный человек".

Школа Жизни служит осуществлению этой основной це­ли. Смысл, сущность её работы, заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благородного Человека путём выявления его личностных качеств.

Содержание основной цели реализуется в трёх подчинён­ных ей целях. Это:

* Облагораживание души и сердца Ребёнка.

* Развитие и становление познавательных сил Ребёнка.

* Обеспечение творческого присвоения Ребёнком расширен­ного и углублённого объёма знаний и умений с определён­ными характеристиками.

Ниже без дополнительных толкований приводится общая картина, общая схема системы целей Школы Жизни со схе­матическим изложением их содержания.

Основная цель Школы Жизни: Способствовать ста­новлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благо­родного Человека путём раскрытия его личностных качеств.

Цель: Облагораживание души и сердца Ребёнка

Содержание:

* привлекательность блага, творение добрых дел;

* труд;

* расширение сознания;

* добро-, чутко-, ясномыслие;

* ответственность за свои мысли и поступки;

* творчество;

* постижение красоты;

* долг, ответственность, забота;

* оценка и переживание явлений жизни;

* любовь, сострадание, сорадость, сопереживание, милосердие, желание радовать людей, помогать им;

* бережливость, бережное отношение;

* преодоление страха, бесстрашие, смелость; » вежливость, уступчивость, стыдливость;

* понимание без слов;

* ласка;

* озабоченность;

* стремление к самопознанию, самовоспитанию; » духовная жизнь, интерес к духовной жизни, стремление к обогащению духовной жизни;

* интерес к философствованию, стремление объяснять, понимать природу, жизнь, мироздание, беспредельность;

* интерес к религиям;

* осознание Родины, своей национальности;

* воля, волевые усилия, упорство;

* мысли и дела по совершенствованию условий жизни

для себя и для других;

* радость, удовлетворение;

* спокойствие, тишина;

* общение, роскошь общения, разговор;

* общественная деятельность;

* сердце, сердечность, честность, искренность;

* совесть.

Цель: Развитие и становление познавательных сил Ребенка

Содержание:

* наблюдательность, внимательность, догадливость, схватывание;

* сообразительность, догадка, открытие;

* высказывание, описание — точное, ясное;

* умение слушать, понимать, внимать, спрашивать;

* построение суждений, пользование логикой и доказательствами;

* способы теоретического и эмпирического мышления и обобщения;

* осознание цели и построение плана деятельности;

* стремление к познавательным трудностям;

* стремление к глубине осознания, умение докопаться;

* интерес и сила воли, усердие;

* запоминание и воспроизведение;

* образность;

* стремление к новому;

* смелость высказывания, полёт мысли;

* самостоятельность;

* сотрудничество;

* обдумывание и постановка познавательных вопросов;

* поиск источников знаний;

совершенствование, обогащение мотивов познавательной

деятельности;

* красота познавательного процесса, поиска,

* радость познания;

* любовь к знаниям, стремление знать больше;

* ответственность за знания;

* освоение способов познавательной деятельности;

Цель: Обеспечение творческого присвоения Ребёнком расши­ренного и углублённого объёма знаний и умений соответствую­щего качества*.

Первое качество

Знания являются личностным достоянием Ребёнка; через них и на их основе он создаёт в себе свою личностную пози­цию, личностные ориентации, точку зрения, мировоззрение; выражает и утверждает себя посредством осуществления раз­ных видов деятельности.

Второе качество

Знания помогают Ребёнку углубляться в жизнь, в жизнен­ные явления, объяснять их себе и другим, осознавать причи­ны и последствия иных жизненных явлений; знания призы­вают его заботиться об улучшении жизни, предостерегают его от последствий необдуманных действий и высказываний.

Третье качество

Знания расширяют сознание Ребёнка, помогают ему ос­мысливать явления природы, думать о строении Вселенной, о Беспредельности, о назначении человека в жизни, о своей миссии в жизни, о своём долге перед Землёй и человечест­вом, перед Космосом. Знания расширяют и обогащают ду­ховную жизнь Ребёнка.

Четвертое качество

Присвоенные знания наделяются силой магнитного при­тяжения других знаний, стремлением к более углублённым знаниям, поискам, открытиям; новые знания способны при­давать ясность уже присвоенным, приводить их в новый по­рядок, рождать внутри Ребёнка духовные знания, вызывать интуицию, постижение, схватывание, эврику.

Пятое качество

Объём, глубина, открытость знаний и личностная устрем­лённость к дальнейшему их углублению и совершенствованию служат базой для успешного присвоения Ребёнком цикла зна­ний последующего этапа образования.

Школа Жизни в качестве основы целей образования про­возглашает общечеловеческие ценности, но ведёт Ребёнка к этим ценностям через постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей нации, своей страны, своей Родины. Она воспитывает и развивает в Ребёнке Дух народа, страны, на­ции, к которой он принадлежит, и через него приобщает его к Духу Планетарному. Эта важнейшая особенность целей Школы Жизни облекается понятием Любовь к Родине. Лю­бовь к человечеству вмещает в себя любовь к Родине, любовь к своему народу. Не без причины рождается человек в опре­делённой стране и принадлежит определённому народу. Эта принадлежность таит в себе и долг перед Родиной, и условия служения своей миссии. Особая любовь к Родине не есть чувство узкое и несовершенное. А несовершенство дел на Родине не уменьшает устремлённость к ней. Люди нередко отвергают Родину вследствие разных привходящих обстоя­тельств. В смутах теряется достоинство человеческое. Неред­ко они произносят старую, циничную пословицу — "где хо­рошо, там и родина". Большое заблуждение в таком циниз­ме. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это во имя Родины. Крылья могут нести человека по всему миру. Он будет любить всё человечество, но он будет знать, что служит Родине и выполняет свой долг, свою мис­сию перед Родиной и перед человечеством. Задача воспита­ния любви к Родине, воспитания национального Духа свое­го народа должна прослеживаться в текстах и подтекстах со­держания образования, она должна сопровождать, видимо и невидимо, образовательный процесс.

Структура Школы Жизни

Школа Жизни составляет начальное или элементарное звено общеобразовательной школы. Невзирая на то, в какой форме она существует — как самостоятельная школа со сво­им административным управлением или как комплект клас­сов в общеобразовательной школе, она не теряет своей авто­номной зависимости от общеобразовательной школы хотя бы в содержании образования. Кроме того, детям, окончившим первую ступень школы, придётся продолжать образование на второй ступени, ибо этого требует государственный закон о базовом образовании.

Структура Школы Жизни вариативна.

Она может быть:

1) трёхлетняя с I, II, III классами, с началом школьной жизни с 7—8-летнего возраста;

2) четырёхлетняя с I, II, III, IV классами, с началом школьной жизни с 6—7-летнего возраста;

3) шестилетняя элементарная с I, II, III, IV, V и VI клас­сами, с началом школьной жизни с 6—7-летнего возраста.

Эти основные типы начальной (элементарной) школы, особенно четырёхлетние и шестилетние, могут иметь в каче­стве составных как по содержанию, так и организационно нулевые классы (для 5—6-летних детей) или ещё и подгото­вительные группы (для 4—5-летних детей). В таком случае возникнут еще следующие варианты:

4) пятилетняя с нулевым и I, II, III, IV классами, с нача­лом школьной жизни с 5—6-летнего возраста;

5) шестилетняя с подготовительной группой, нулевым и I, II, III и IV классами, с поступлением в школу с 4—5-летне­го возраста;

6) семилетняя с нулевым и I, II, III, IV, V и VI классами, с приёмом детей с 5—6-летнего возраста;

7) восьмилетняя с подготовительной группой, нулевым и I, II, III, IV, V и VI классами, с приёмом детей с 4—5-летне­го возраста.

К данной вариативности добавляется ещё рабочий режим школы: с обычным школьным днём, продлённым днём или полным днём. Эти особенности школьного дня вносят свою специфику в каждый вариант. Становится необходимым ла­вировать содержанием образования, количеством образова­тельных курсов и факультативов; необходимо внести измене­ния в организацию жизни детей в школе и в семье, в спосо­бах самостоятельной работы детей и т.д. В каждом конкрет­ном случае Школа Жизни с той или иной структурой и рабо­чим днём, а также с учётом местных условий требует специ­ального обдумывания, исходя из общих принципов гуманно-личностного подхода и предлагаемого содержания образова­ния. Рекомендуется создавать Школу Жизни с приёмом детей с 4- и 5-летнего возраста и с режимом полного дня.

Каждый вариант требует специфических условий и соот­ветствующей предметно-пространственной среды, а также соразмерных для детского восприятия содержания образова­ния, методов и форм педагогической деятельности. Дети, прошедшие подготовительную группу и нулевой класс, в первые классы приходят с более системным опытом в нрав­ственно-духовном развитии и познании, и они могут преем­ственно продолжать жизнь в начальных классах, не тратя времени на адаптацию к школьной жизни и на уже присво­енное в предыдущий период. Темп продвижения будет уско­рен, содержание образования будет расширено и углублено.

В Школах Жизни, в которых приём ведётся с 6-7-летне­го возраста, детям придётся адаптироваться к школьной жиз­ни, обрести первоначальное развитие и присвоить первона­чальные знания и умения. Содержание образования, естест­венно, подвергнется изменениям в соответствии с возможно­стями детей. Нельзя утверждать, что дети, прошедшие 5—6-летнюю Школу Жизни, в дальнейшем всегда будут опережать в своём духовном, нравственном и познавательном развитии детей, которые закончили трёх- или четырёхлетнюю Школу Жизни, ибо в этом возрасте ещё не исчерпан период выяв­ления скрытых возможностей и их ускоренного развития.

В Школу Жизни дети зачисляются на основе медицинско­го заключения об их физическом и умственном здоровье. Не применяется никакое тестирование для определения их готовно­сти к обучению, когда выявляются лишь внешние знания и умения вместо скрытых возможностей и уровней развитости. Тесты, фиксирующие внешние знания и умения, или даже уровни развитости детей с целью установления их готовности к обучению, несостоятельны для Школы Жизни хотя бы по той причине, что в этой школе ведущим является образова­тельный процесс, который нацелен на развитие целостной личности Ребёнка, на становление его духовной, нравственной и познавательной сфер, на воспитание в нём жизни. Тес­ты на обучаемость не могут прогнозировать возможность "образуемости". Принцип заключается в том, что, несмотря на больший объём содержания образования и повышенный уро­вень познавательной деятельности, — любой нормальный ре­бёнок, физически здоровый и умственно полноценный, даже без знания букв и умения читать, без знания простого счёта и т.д. — будет в состоянии успешно продвигаться в своём духов­ном и познавательном развитии. И дети эти ни на йоту не бу­дут отставать от детей, которых тестировали лишь на обучае­мость, а затем вовлекли в авторитарный процесс обучения.

Количество детей в подготовительной группе и нулевом классе колеблется от 8 до 14. На занятиях по иностранным языкам группа из 14 детей делится на две подгруппы. Коли­чество детей в I—IV классах колеблется от 8 до 24. В послед­нем случае на занятиях по иностранным языкам класс делит­ся на три подгруппы.

В Школе Жизни может быть несколько параллельных под­готовительных групп, нулевых и I—IV (I—VI) классов, однако с тем расчётом, чтобы в школе было не более 200 ребятишек.

В Школе Жизни допускается, чтобы Ребёнок, обнаружив­ший продвинутый уровень развитости в нравственно-духов­ном и познавательном плане, до истечения срока перешёл в следующий класс, или был принят прямо во второй класс, или, минуя какой-нибудь (II, III, IV) класс, перешёл в сле­дующий. Однако только по объёму знаний такие скачки из класса в класс в Школе Жизни не поощряются.

Допускается также, чтобы учитель (ансамбль учителей), с помощью более современных методов, ускорил нравственно-духовное и умственное развитие всех детей класса и досроч­но завершил качественное присвоение ими содержания от­дельных или всех образовательных курсов. В таких случаях возможно или целесообразное углубление содержания обра­зования отдельных (досрочно усвоенных) образовательных курсов, или сокращение сроков начальной ступени и переход на усвоение образовательных курсов последующей ступени.

Общее руководство Школой Жизни, если она самостоя­тельная, желательно осуществлять коллегиально, с помощью педагогического совета под руководством выбранного или назначенного главного попечителя. Попечитель Школы Жиз­ни осуществляет решения и рекомендации совета. Если Школа Жизни находится в составе общеобразовательной школы, то в роли попечителя может выступать заместитель директора по начальным классам, которого выбирает педаго­гический совет или назначает директор. Членами совета яв­ляются ведущие учителя Школы Жизни. Совет решает все вопросы образовательного и методического плана, обсуждает результаты своего образовательного процесса с детьми, оце­нивает творческие находки и начинания.

Каждый класс в Школе Жизни ведёт один или как мож­но меньшее количество (от двух до шести) учителей, образу­ющих группу или, скорее, педагогический ансамбль. Группа (ансамбль) составляется ведущим учителем (руководителем класса), который назначается до набора класса. Ведущий учитель (руководитель класса), по согласованию с главным попечителем, приглашает коллег для работы в классе. Они составляют ансамбль, группу единомышленников и под руко­водством ведущего учителя согласованно осуществляют обра­зовательный процесс, исходя из основных принципов и поло­жений гуманно-личностного подхода к детям. Главный учи­тель вправе поставить вопрос об отстранении от работы с классом того или иного учителя, который нарушает единство деятельности и вносит диссонанс в образовательный процесс.

В Школе Жизни имеются медицинская, коррекционная, психологическая и методическая службы.

Медицинская служба ведёт постоянное наблюдение за здо­ровьем детей, предотвращает болезни, проводит меры меди­цинской профилактики.

Коррекционная служба выявляет разные нарушения и от­клонения в функциональной деятельности детей и ведёт ин­дивидуальную и групповую коррекционную работу.

Психологическая служба: изучает психологические особен­ности и проявления характера каждого ребёнка; прогнозирует ближайшую линию развития ребёнка; измеряет зоны развития и уровни тревожности у каждого ребёнка; анализирует условия жизни и взаимоотношений ребёнка в семье, в школе, в другом окружении; составляет рекомендации для учительских групп, для родителей и для своей работы в создании вокруг ребёнка психологического комфорта. Каждый психолог Школы Жизни является задушевным другом для детей. Психологическая служба свою работу осуществляет в тесной связи с другими службами.

Методическая служба занимается разработкой познава­тельных материалов, методических вопросов, обобщает опыт работы учителей, организует курсы и семинары по повыше­нию квалификации и мастерства, проводит научно-практи­ческие конференции, создаёт родительский семинар (уни­верситет) и руководит им.

Каждая служба ведёт образовательную работу среди детей и родителей.

Наши рекомендации