Методическая подсказка. Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее

Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания: объект анализа; актуальность темы; краткое содержание; формулировка основного тезиса; общая оценка; недостатки, недочеты; выводы.

1. Укажите выходные данные рецензируемого источника (статьи, книги, литературного отрывка и т.д.).

2. Дайте оценку глубины и актуальности темы рецензируемого источника.

3. Приведите сжатое изложение позиции автора рецензируемого источника.

4. Запишите ваше отношение к существу затронутой проблемы. Дайте оценку позиции автора.

5. Проанализируйте индивидуальные особенности стиля автора (доступность, образность, эмоциональность, научность и т.д.).

6. Укажите, для кого бы вы рекомендовали рецензируемый источник.

Требования к выполнению задания:

· соответствие структуры и содержания авторского текста рецензии нормам жанра;

· владение знаниями по вопросу;

· глубина и всесторонность анализа;

· владение педагогической терминологией и культура ее использования;

· видение сферы использования материала в педагогической практике, личностной его значимости;

· соблюдение правила оформления рецензии, с соблюдением всех норм русского литературного языка.

Тема 4. Научное исследование в педагогике

1) Какова логика организации педагогического исследования? Охарактеризуйте основные этапы исследования.

2) Охарактеризуйте научно-педагогические исследования по их направленности.

3) Назовите основные признаки прикладных исследований.

4) Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического исследования.

5) Какие критерии отбора методов исследования Вы можете назвать?

6) Каковы достоинства и недостатки опросных методов исследования?

7) Назовите характерные признаки научного метода.

Задания:

1) Перечислите методологические принципы педагогических исследований и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

2) Проведите сравнительный анализ различных способов познания действительности: обыденного (стихийно-эмпирического), художественно-образного и научного. Покажите, как проявляются особенности каждого способа в отражении педагогической действительности

3) Выберите одну из тем педагогического исследования и определите ее методологический аппарат.

4) Подумайте, каковы возможности и границы применения формализованных методов в педагогической науке? Обоснуйте свой ответ.

5) Сравните понятия «опытно-поисковая работа» и «педагогический эксперимент», отразив общее и различное этих понятий.

Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс

1) Почему образование понимается как компонент культуры?

2) Почему образование рассматривается как социальный институт?

3) Каковы цели образования в современных социально-экономических условиях?

4) В чем состоит суть образования как педагогического процесса?

5) В чем заключается целостность педагогического процесса?

6) Что понимается под результатами образования?

7) Из каких компонентов состоит система образования Российской Федерации?

Задания:

1) Выпишите из различных учебников и учебных пособий по педагогике структурные компоненты педагогического процесса. Сделайте выводы: что дает структурное представление педагогического процесса? Какая из предложенных структур является наиболее целесообразной? В чем недостатки, на ваш взгляд, других структурных представлений?

2) Выстройте систему аргументов, доказывающих, что образование можно рассматривать как социокультурный феномен.

3) Подберите отрывки из литературно-публицистических и научных текстов по одной из тем: «Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике», «Дополнительное образование в РФ: история и современность».

4) Составьте кластер «Образование».

Тема 6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

1) Какие проблемы являются предметом исследования теории воспитания?

2) Раскройте специфику и взаимосвязь понятий: воспитание, социализация, развитие.

3) Охарактеризуйте типы воспитания.

4) Охарактеризуйте модели и стили воспитания.

5) Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.

6) Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации.

7) Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.

8) В чем заключается проблема выработки критериев оценки воспитанности человека?

Задания:

1) Рассмотрите какую-либо модель воспитания, приведите примеры из истории и современности. Отметьте достоинства и недостатки выбранной вами модели воспитания.

2) Раскройте условия и правила применения директивных (наказание, поощрение и др.) и гуманистических (игра, свободный выбор и др.) методов воспитания.

3) Составьте список источников по вопросу «национальное своеобразие воспитания».

4) Подготовьтесь к проведению групповой дискуссии по теме «Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса».

Тема 7. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса

1) Назовите основные категории дидактики. Дайте определение каждой из них.

2) Какова логико-психологическая структура обучения, ее связь с теорией познания?

3) Какие подходы к классификации методов обучения существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации?

4) Охарактеризуйте методы теоретического и практического обучения.

5) Что такое проблемно-развивающее обучение?

6) В какой степени активизируют познавательный интерес обучающихся разные методы обучения? С чем это связано?

7) В 1950-1960-е гг. в нашей стране методы обучения, по словам И.Я. Лернера, превратились в методы преподавания. Как вы думаете, чем это было обусловлено?

8) Назовите идеи различных авторов, положенные в основу теорий развивающего обучения.

9) Назовите классификации форм организации процесса обучения.

10) Какие дидактические задачи решают индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения?

11) Как меняется структура урока в зависимости от поставленных целей и задач?

12) Приведите пример применения традиционных и инновационных средств обучения.

13) Перечислите и охарактеризуйте тенденции развития современных образовательных технологий.

Задания:

1) Проведите анализ исторически сложившихся модификаций форм обучения (Белл-ланкастерская, Батавиа-план, Мангеймская система, Дальтон-план, план Трампа, проектная система обучения).

2) Составьте правила к какому-либо принципу воспитания и обучения. Помните, что правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, проводящего занятие с позиции личностно-ориентированного обучения.

3) Назовите условия и конкретные учебные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы, конференции.

4) Проанализируйте виды учебных программ (типовые, рабочие, авторские) и представьте результат в таблице по следующим критериям: документ – основание разработки; субъекты (кем разрабатывается и утверждается); содержание или назначение; характер действия.

5) Разработайте презентацию c использованием программы «PowerPoint» по выбранной вами теме урока.

Тема 8. Методология и логика практической педагогической деятельности

1) В чем заключается главная проблема соотношения науки и практики в педагогике?

2) Раскройте принципы организации практической деятельности по

А.М. Новикову.

3) Охарактеризуйте основные стадии педагогического взаимодействия и технологии их реализации.

4) В чем состоит специфика педагогического взаимодействия?

5) Какие формы взаимодействия субъектов педагогического процесса вы знаете? Приведите примеры.

Задания:

1) Изучите работу В.В. Краевского «Методология педагогики». Составьте плановый конспект второй главы «Педагогика – наука о практике».

Наши рекомендации