Развитие и воспитание учащихся на уроках

Вопросы о сущнос­ти развития и воспитания учащихся в процессе обучения рассмот­рены в 9 главе. Здесь же необходимо подчеркнуть следующие поло­жения. Нередко учителя обращают внимание только на усвоение учащимися научных фактов и вытекающих из них теоретических выводов и не всегда учат школьников приемам произвольного вни­мания, а также способам мыслительной деятельности, приемам ра­ционального запоминания, не заботятся о побуждении их к само­стоятельности и творчеству в процессе овладения изучаемым мате­риалом. Все это отрицательно сказывается на развивающей сторо­не обучения.

Этот же недостаток зачастую присущ и воспитательной работе на уроках. Отдельные учителя не всегда акцентируют внимание на рас­крытии и глубоком усвоении учащимися мировоззренческих и нравст­венно-эстетических идей, заключенных в изучаемом материале, на ис­пользовании дискуссионных форм работы с целью выработки миро­воззренческих и нравственных взглядов и убеждений, недостаточ­но связывают обучение с практикой, с окружающей жизнью.

Важной развивающей и воспитательной задачей урочных заня­тий является формирование интереса к учению, усидчивости и на­стойчивости в овладении знаниями. Однако решается она не всегда успешно. Учителя не используют всего арсенала методов и приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, кото­рые стимулируют их к настойчивой учебной работе. Именно по этой причине в ряде случаев наблюдается такая парадоксальная кар­тина: по мере перехода учащихся из младших классов в средние и старшие их интерес к учению не возрастает, как это должно было бы быть, а, наоборот, снижается, что влечет за собой ухудшение успеваемости.

Заканчивая изложение темы об уроке, следует отметить, что в данной главе освещались дидактические, т.е. наиболее общие вопросы проведения урочных занятий. Методика же уроков применительно к изучению отдельных учебных предметов более детально рассмат­ривается в курсах частных методик.

В некоторых учебных пособиях формулируются особые требова­ния к проведению урочных занятий. В нашем же изложении нет необходимости делать это. Часть этих требований раскрыта в теме о содержании школьного образования, другая же часть их четко вычленена в главе о сущности и закономерностях обучения. В данном же случае показана реализация этих требований в процессе прове­дения урочных занятий.

Литература для самостоятельной работы

Кириллова Т.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. – Л., 1976.

Коротов В.М. Идущему на первые уроки. – М., 1971.

Оконъ В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М., 1990.

Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981.

ОхитинаЛ.Т. Психологические основы урока. – М., 1977.

Панорама методических идей // Народное образование. – 1989. – № 6, 8-10.

Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М., 1987.

ХарламовИ.Ф. Как активизировать учение школьников. – Мн., 1975.

Харламов И.Ф. Научные основы урока и передовой опыт // Сов. педагогика. – 1987. – № 12.

Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

Глава 14. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Учебные экскурсии

а) Сущность экскурсий как формы учебной работы. Виды экскурсий.

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экс­курсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непо­средственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.

Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип нагляд­ности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явления­ми.

Вторая. Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хо­зяйстве.

Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональ­ной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельско­го хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету должен устанавли­ваться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделя­ются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Эти экскур­сии планируются в курсах физики, химии, математики, экономичес­кой географии. Они предполагают посещение учащимися предпри­ятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек т.д. Производ­ственные экскурсии помогают изучению основ современного про­изводства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом являются естественно-научные экскурсии. Они прово­дятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоо­логия, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экс­курсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выста­вок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Наконец, необходимо отметить и пятый вид экскурсий, которые получили название комплексных. Это такие экскурсии, которые про­водятся по нескольким предметам одновременно. Например, экс­курсия на стеклозавод может проводиться одновременно для углуб­ления знаний по физике, химии, математике, географии, и по каж­дому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производ­стве, математик раскрывает свои вопросы, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в про­цессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала учащимися, экскурсии второго типа используются для за­крепления того материала, который предварительно изучен в клас­се. Например, при изучении в VI классе в курсе географии темы «Реки» экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выхо­дят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д. Как видим, основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.

б) Дидактические основы проведения учебных экскурсий. При прове­дении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого мате­риала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экс­курсий.

В общем плане эта методика включает в себя:

а) подготовку экскурсии;

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (за­крепление) учебного материала по теме занятий;

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Рассмотрим более детально эти вопросы на примере изучения в курсе физики темы «Двигатель внутреннего сгорания. Применение двигателей». По этой теме программы предусматривают проведение производственной экскурсии. Какие же дидактические положения реализуются в данном случае?

Большое значения прежде всего имеет подготовительная работа к экс­курсии и, в частности, четкое определение ее цели. В данном случае она состоит в том, чтобы ознакомить учащихся со строением современ­ных двигателей внутреннего сгорания и их использованием на про­изводстве.

Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Им может быть ближайший автомобильный гараж, где имеются дви­гатели внутреннего сгорания и где есть возможность понаблюдать их в работе.

Третий момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы по­ставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Такими вопросами в данном случае явля­ются следующие: каким образом подается топливо в камеры сгора­ния, каково назначение карбюратора, цилиндра, свечей и т.д.

Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода – он сам или работник предприятия. В последнем случае учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяс­нения материала.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, т.е. орга­низация учебной работы по восприятию и усвоению (или закрепле­нию) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это с помощью рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показа) важнейших частей и деталей изучаемого объекта. В данном случае экскурсия проводится в порядке закрепления того материала, кото­рый изучался на уроке, поэтому она начинается с краткого опроса учащихся: из каких основных частей состоит двигатель внутреннего сгорания? Какую роль в нем играет маховик? После опроса учитель показывает все эти части и узлы на разобранном двигателе, а затем проводится демонстрация его работы.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материа­ла. С этой целью учитель (экскурсовод) спрашивает учащихся о принципах работы двигателя внутреннего сгорания, о способах пре­образования прямолинейного движения во вращательное и т.д. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.

На данном примере показаны лишь общие подходы к подготов­ке и проведению экскурсии. Если же вести речь об экскурсиях по литературе, истории или ботанике, то, разумеется, их проведение отличается рядом специфических особенностей. Так, экскурсия по ботанике может включать в себя сбор различных растений и подго­товку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка со­бранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных от­четов, сочинений, конференций, а также путем организации выста­вок и т.д. Все эти вопросы более детально рассматриваются в курсах частных методик.

Наши рекомендации