Тема 3. Организация процесса обучения

Лекции — 12 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.

Методологические основы образовательного процесса. Понятие образова­тельного процесса. Сущность образовательного процесса, движущие силы, про­тиворечия и логика. Методологическая модель образовательного процесса. Образ ученика. Когнитивные качества ученика. Креативные качества ученика. Оргдеятельностные (методологические) качества ученика. Первичность позна­ния реальности. Субъективные результаты обучения. Образовательная деятель­ность. Внешнее и внутреннее содержание деятельности. Структура образовательной деятельности. Темп обучения. Организация образовательного процесса. Современные модели организации обучения. Конструирование системы занятий. Технологическая структура занятий. Технологическая карта. Тематичес­кое планирование занятий. Индивидуальная система занятий ученика.

Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. Технология образовательного целеполагания. Развитие образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.

Индивидуальная образовательная траектория. Право ученика на собствен­ный путь. Как одновременно обучать всех по-разному? Алгоритмы индивидуаль­ного образования. Технология реализации индивидуальной траектории.

Рефлексия в обучении. Для чего необходима рефлексия? Методика органи­зации рефлексии ученика на уроке. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Рефлексивные курсы.

Тема 4. Формы, методы, системы обучения

Лекции — 8 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.

Формы обучения. Виды форм обучения. Индивидуальные занятия. Классно-урочная система и ее альтернативы. Лекционно-семинарская форма обучения. Групповые формы обучения. Экскурсии. Практикум. Деловая игра. Факультатив. Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Олимпиады и конкурсы. Конфе­ренции. Консультации. Экзамен. Метод проектов. Творческие недели. Органи­зация творческой недели. Виды и типы творческих работ. Оценка творческих работ.

Методы обучения. Виды методов обучения. Эвристические методы обучения. Классификация методов обучения. Когнитивные методы. Креативные методы. Методы организации учения. Как выбирать методы обучения.

Инновационные дидактические системы. Современные авторские школы. Школа М.П.Щетинина. Эвристическое «погружение». Школа свободного разви­тия. Русская школа. Школа диалога культур. Методологический колледж. Шко­ла самоопределения.

Тема 5. Средства обучения и контроля

Лекции — 8 часов, семинары — 6 часов, самостоятельная работа — 15 часов.

Современные средства обучения. Классификация средств обучения. Техни­ка на уроке. Методика применения средств обучения. Медиаобразование. Ме­тодика использования видеоматериалов. Учебные компакт-диски. Электронный учебник. Образовательный веб-сайт. Образовательные веб-квесты.

Диагностика и оценка обучения. Формы и виды контроля. Параметры обра­зовательной диагностики. Субъекты образовательной диагностики. Диагностика личностных качеств учащихся. Диагностика и оценка творческой деятельно­сти. Критериальные шкалы. Самооценка и оценка результатов обучения. Обра­зовательные характеристики учеников.

Тема 6. Дистанционное обучение

Лекции"— 6 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.

Дидактические основы дистанционного обучения. Возможности дистанцион­ного обучения. Понятие «дистанционное обучение». Интернет-образование. Виртуальное образование. Принципы дистанционного обучения. Типы дистан­ционного обучения. Школьный телекоммуникационный центр.

Разработка и проведение дистанционных занятий. Элементы дистанционных занятий. Средства дистанционных коммуникаций. Разработка дистанционного курса. Виды дистанционных занятий. Чат-занятия. Дистанционная конференция. Веб-занятие. Дистанционная олимпиада.

Тема 7. Творческий урок

Лекции — 8 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.

Эвристическое обучение. Метод Сократа. Дидактическая эвристика. Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего. Эвристические спо­собности. Эвристическая образовательная деятельность. Обучение как сотвор­чество учителя и ученика.

Разработка творческого урока. Эвристическое обучение. Открытые задания. Задания когнитивного типа. Задания креативного типа. Задания оргдеятельностного типа. Как составить эвристическое задание. Типы творческих уроков. Планирование творческого урока. Фрагменты планов творческих уроков.

Образовательная ситуация. Что такое образовательная ситуация. Как возни­кает образовательная ситуация? Технология образовательной ситуации. Что делать учителю в образовательных ситуациях? Развитие образовательной си­туации. Ситуативное обучение. Внедрение творчества в обучение.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Продуктивная и деятельностная ориентация курса «Теория обу­чения» обусловливает проведение семинарских занятий в объеме не меньшем, чем отводится на проведение лекций.

Занятия на курсе рекомендуется организовывать в проектной форме, т. е. студентам изначально предлагается выбрать тему инди­видуальной курсовой (дипломной) работы и разрабатывать ее в форме комплексного проекта по мере изучения программных вопро­сов. Предполагается, что студент не только разрабатывает, но и реа­лизует свой проект в ходе изучения данного курса.

Технология организации семинарских занятий основана на ин­дивидуально-групповой работе студентов, во время которой обсуж­даются дискуссионные вопросы, демонстрируются и защищаются дидактические разработки студентов, моделируются и обсуждают­ся фрагменты уроков, осуществляется рефлексия деятельности.

Варианты комплектования рабочих групп студентов

1. Преподаватель записывает на доске 4—5 тем, по которым бу­дет проведена работа групп. Например, это могут быть названия различных педагогических систем: Школа диалога культур, Школа свободного развития и др. Затем студентам (каждому) предлагается выбрать для себя одну из тем, по которой они хотят работать на се­минаре. Студенты обозначают тему и делятся на соответствующие группы, которые собираются непосредственно в аудитории. Группа начинает свою работу в любом количественном составе, допускает­ся также индивидуальная работа по выбранной теме. Если одну тему выбирают более семи человек, то группа разбивается на две части. Некоторые темы могут быть не выбраны студентами, что является поводом для анализа данной ситуации педагогом.

2. Группы создаются на основе предварительно выполненных студентами домашних разработок. Например, в одну группу входят студенты, которые разработали открытые эвристические задания одного из видов: когнитивные, креативные или оргдеятельностные. Каждая группа заслушивает разработки всех ее участников, обсуж­дает их содержание, выбирает и дорабатывает лучшую из них, что­бы выступить с ней перед всей аудиторией.

3. Группы образовываются на основе уже существующего рас­положения студентов в аудитории, например, по 2—4 человека, ко­торые сидят рядом. Затем каждая группа выбирает для работы одну из тем (проблем), обозначенных педагогом. Такой способ применя­ется в тех случаях, когда студенты не выполняли предварительной проработки темы.

4. Особым образом комплектуются группы во время конт­рольно-оценочных занятий — при необходимости оценки индиви­дуальных или групповых разработок. От каждой рабочей группы выделяются представители, которые входят в специальную конт­рольную группу. С ними педагог проводит краткий инструктаж, пред­лагает установить критерии оценки, типы вопросов, которые группа будет задавать выступающим, составляется оценочная таблица. После каждого выступления контрольная группа задает вопросы и высту­пает с анализом ответа и обоснованием выставленных ею баллов.

Наши рекомендации