Педагогические взгляды Локка
Локк выступал против декартовской теории врожденных идей. Сущность ее в том, что ребенок еще в зародыше имеет все качества будущей личности. Локк выступает против этого. Он говорит, что душа ребенка при рождении « tabula rasa» – чистая доска. Идей она не наследует. Поэтому первостепенное значение в формировании личности он отдает воспитанию. Но воспитание, по его мнению, должно быть индивидуальным, в семье. В основе педагогической системы Д.Локка лежит педагогика «здравого смысла», основу которой составляет принцип личной пользы, принцип выгоды. Формируются те качества, которые выгодны, необходимы. Этот принцип пользы реализуется в целях воспитания. Нужно воспитывать джентльмена, умеющего выгодно и прибыльно вести свои дела, буржуазного дельца с дворянским лоском.
Локк как представитель буржуазии задачи нравственного воспитания формирует также несколько иначе. На религию он не обращает внимания. Нравственное воспитание у него тоже основано на принципе пользы. Задача нравственного воспитания – воспитать энергичного человека, с сильным характером, волевого, обладающего навыками самодисциплины. Джентльмен должен уметь добиваться удачи во всем, но вместе с тем, должен уметь обуздывать свои страсти и контролировать свои желания. К этому его надо приучать с раннего детства.
Локк выступает против детских капризов. Он за умеренность. Вопросы дисциплины он тоже рассматривает по-новому. Он выступает против средневекового понятия дисциплины (полное повиновение, насилие, подавление). Дисциплина у Локка связана с развитием волевых качеств ребенка, с развитием его сознания. Он считает, что ребенок должен полностью подчиняться взрослому до определенного возраста. А затем власть родителей должна осуществляться через дружбу и любовь. Основные методы воздействия – это беседа и упражнения. Особое внимание Локк уделяет вопросу о личности ребенка. Лень он считал основным пороком ребенка. И бороться с ней нужно, используя индивидуальный подход. Индивидуальный подход позволяет лучше узнать особенности личности и лучше организовать воздействие на нее. Чтобы лучше узнать личность, надо, считает Локк, использовать наблюдение, игру.
В результате наблюдения нужно установить, почему ребенок ленится. Если из-за игры или интереса, то это не так страшно. Если же интереса нет ни к чему, то это страшно. И процесс воспитания усложняется.
Основная работа Дж.Локка «Мысли о воспитании». Он считает, что буржуазии не нужно религиозное воспитание. Им достаточно дать представление о боге, как творце вселенной. Двойственное отношение высказывает Локк к телесным наказаниям. Он против них, но в крайних случаях их использовать можно. Подробно разрабатывает Локк систему физического воспитания. Его он ставит на первое место. Здесь он тоже исходит из принципа пользы. Физическая закалка – основа сильного характера, воли, счастливого состояния человека, его здоровья. Локк предлагает с раннего детства закаливать тело ребенка.
Уделяет внимание в своей работе Локк и дидактике. Ее он относит на последний план, но дает много полезных советов. Цель дидактики – умственное воспитание. Он считает, что обучение не должно быть скучным для детей и предлагает обучение младших школьников. В старшем возрасте обучение должно основываться на воле ребенка.
Разрабатывает он и вопросы памяти. Память, с точки зрения Локка, человеку жизненно необходима. Поэтому ее необходимо тренировать. Большое внимание уделяет развитию мышления детей. Он указывает, что надо научить детей воспринимать не только чужую мудрость, но и развивать собственные взгляды, собственное мышление. Этому во многом способствует развитие природного дара ребенка – любознательность. Любознательность – это начало интереса, начало развития мышления. Не следует отмахиваться от вопросов ребенка. Локк предлагает учить танцам, верховой езде, игре в шахматы и др. аристократическим привычкам. Трудовое воспитание джентльмена тоже исходит из принципа пользы. Джентльмен обязан владеть каким-либо мастерством, ибо это и физическая закалка, и средство преодоления трудностей.
Что касается детей рабочего класса (работа «Рабочие школы»), то здесь Локк проявляет себя как истинный буржуа. Дети рабочих – это бесполезное бремя для общества. Пользы они не приносят, а расход есть. Но без них нельзя. Его волнует вопрос, как сделать так, чтобы они приносили меньше ущерба. И он предлагает создать школы рабочих, где они будут находиться от 3 до 14 лет. С 3 лет они должны уже как-то работать. Кормить их нужно вдоволь хлебом. И в этих школах нужно хорошо формировать религиозное мировоззрение.
3) Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо являются полной противоположностью взглядов Дж.Локка.
Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778). Руссо считается идеологом французской буржуазной революции, хотя она и произошла позднее. Это не случайно, ибо именно Руссо провозгласил и обосновывал право народа на свержение своего тирана. В работе «Общественный договор» он обосновывает теорию о договорном происхождении государства. Руссо – представитель третьего сословия и отражает взгляды мелкой буржуазии. Он сторонник мелкой частной собственности. Развитие крупной буржуазии считает вредным, оно несет только несчастье, ибо законы ее развития безнравственны.
В области воспитания Руссо является создателем теории свободного воспитания. В 1762 году выходит его роман – трактат «Эмиль, или о воспитании». Этот роман принес ему всемирную известность. Однако официальный режим его не принял. Руссо был изгнан из Парижа, а книга публично сожжена. Чем же так неугодна была книга Руссо?
1) В ней он провозглашает, что человек свободен. Он рождается свободным, а между тем он весь в цепях.
2) Он провозглашает гимн детству. Ребенок рождается совершенным и его нужно уважать. Нельзя насиловать природу ребенка, нужно следовать за ней и умело направлять. Воспитание и обучение должно базироваться на интересах ребенка. Однако нельзя давать ему готовых знаний. Нужно, чтобы он сам находил ответ. Для этого нужно так организовать жизнь ребенка, чтобы он думал, что все делает сам, хотя направляют его взрослые. Сегодня мы это называем косвенным воспитанием. Он противник наказаний ребенка. Нужно делать так, чтобы ребенок сам почувствовал на себе неудобство от его же собственного поступка. Главный метод влияния на ребенка – это метод осмысливаемых последствий.
3) Руссо считает, что общество дворян настолько безнравственно, что детей надо воспитывать вне его, индивидуально, на лоне природы.
4) Руссо считает, что воспитывать нужно только детей дворян. Дети крестьян, ремесленников и так воспитаны, т.к. трудятся с раннего детства. А труд – основа формирования положительных качеств. Всякий праздный человек, по Руссо, плут.
Предлагает Руссо в книге интересную периодизацию детского развития:
От 0 до 2 лет – период младенчества. Главное – закалять ребенка физически.
От 3 до 12 лет – период воспитания чувств. Главное – воспитывать чувства ребенка. С этой целью достаточно дать ему лишь одну книгу Д.Дефо «Робинзон Крузо».
От 13 до 15 лет – период умственного воспитания. В этот период важно ставить ребенка в положение исследователя окружающего мира. Он должен получить знания: 1)от природы; 2)от окружающих людей; 3)от вещей.
От 15 до 16 лет – период нравственного становления личности. Нравственное становление детей происходит под воздействием труда. Труд – основа нравственного развития личности и важное условие свободы человека.
Говорит в книге Руссо и о воспитании женщины. (гл.»София»). Важно воспитать очень аккуратную хозяйку дома. Она должна быть умна, образована в пределах, чтобы разделить и поддержать мнение мужа. Она должна уметь вести себя в обществе, быть элегантной, петь, рисовать, быть хорошей матерью.
При жизни идеи Руссо не были признаны нигде. Но лозунг свободного воспитания был взят на вооружение многими последующими педагогами, философами, психологами.