Тема 4.5 Тестирование физической подготовленности учащихся
Педагогический контроль в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы, гимназии. Виды педагогического контроля: предварительный, итоговый; оперативный, текущий, этапный. Задачи, решаемые каждым видом контроля. Выбор информативных текстов; требования, предъявляемые к тестам и методике тестирования. Единство педагогического, врачебного контроля и самоконтроля.
Оперативный контроль и его показатели на уроке физической культуры: объективные и субъективные. Оперативный самоконтроль, показатели и методика оперативного самоконтроль.
Текущий контроль и его показатели в системе уроков физической культуры.
Этапный контроль, показание и методика их анализа. Этапный самоконтроль и методика анализа его результатов.
Дневник самоконтроля старшеклассника. Методика введения дневника, анализ результатов самоконтроля.
Система тестов для оценки физической подготовленности учащихся. Методика тестирования. Комплексная система оценки физического состояния учащихся. Общая оценка физической подготовленности школьников.
Планирование и организация проведения тестирования на уроках физической культуры. Порядок заполнения протоколов тестирования физической подготовленности. Балльная оценка результатов тестирования, расчет средних арифметических величин результатов, вычисление приростов результатов.
Оценка динамики полученных показателей. Индивидуальная и групповая динамика результатов выполнения различных тестов, возможные причины негативных тенденций изменения физической подготовленности учащихся. Сравнительный педагогический анализ результатов тестирования учащихся в течение учебного года.
Алгоритм формулирования индивидуальных рекомендаций по коррекции темпов прироста физической подготовленности и выбору средств физического воспитания, параметров нагрузки на уроках физической культуры и при выполнении домашних заданий.
РАЗДЕЛ 5. ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Тема 5.1 Особенности внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
Документы планирования внеклассной физкультурно-массовой работы: календарь спортивно-массовых мероприятий школы; журналы учета работы коллектива физической культуры (КФК) школы, секций, кружков, групп общей физической подготовки (ОФП), семинаров по подготовке физкультурного актива; приказы о поощрении спортсменов; отчеты о работе коллектива физической культуры (КФК) школы. Организация внеклассной физкультурно-массовой работы для младших, средних и старших классов. Особенности и условия создания групп общей физической подготовки (ОФП), содержание их работы.
Особенности и условия создания специальных медицинских групп. Содержание их работы.
Особенности и условия создания спортивных секций и кружков. Планирование работы спортивной секции, используемые средства и дозирование нагрузок. Структура журнала учета работы спортивной секции, расписание секционных занятий.
Особенности деятельности физорга класса: оформление уголка физической культуры, заявки на участие во внутришкольных соревнованиях протоколы и готовые таблицы соревнований, организация и проведение внутриклассных соревнований. Особенности подготовки общественного физкультурно-спортивного актива.
Организация и проведение школьных спортивных праздников. Физкультурно-массовая работа по месту жительства учащихся.
Тема 5.2 План-график учебно-тренировочной работы
в спортивной секции
Основы планирования учебно-тренировочного процесса в спортивной секции. Важнейшие правила распределения программного материала на период практики. Связь программного материала с календарем соревнований. Планирование содержания видов подготовки спортсмена: физической, технической, тактической и психической подготовки. Подбор средств спортивной тренировки в зависимости от вида спорта, возраста, пола, подготовленности спортсменов, сезона, материально-технической оснащенности школы.
Тема 5.3 План-конспект тренировочного занятия
Рациональный выбор типа занятий в спортивной секции (учебного, тренировочного, учебно-тренировочного, модельного, контрольного и др.).
Особенности постановки задач тренировочного занятия. Соответствие занятия плану-графику учебно-тренировочной работы в спортивной секции. Распределение времени на подготовительную, основную и заключительную части занятия.
Рациональное построение подготовительной части занятия, динамика нагрузки, очередность разминочных упражнений, нормирование нагрузки. Сопряженность направленности упражнений с задачами основной части занятия.
Очередность решения задач в основной части занятия с учетом динамики работоспособности спортсмена. Особенности методики тренировки при реализации задач физической, технической, тактической и психической подготовки. Нормирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Формулирование организационно-методических указаний.
Методика построения заключительной части занятия. Средства и методы, обеспечивающие рациональную организацию восстановительных процессов после нагрузок в основной части. Особенности применения упражнений на расслабление, на восстановление дыхания, на переключение внимания и др. Подведение итогов занятия.