Как вы думаете, что используют в качестве воспитательных средств ?
Воспитательные средства зависят от содержания воспитания, от методов и приемов. Напр. При эстетическом воспитании средствами могут быть произведения искусства, при физическом- тренажёры, при религиозном-духовном – Закон Божий и воскресная молитва. Средствами воспитания могут быть: поучительные книги, фильмы, экскурсии, беседы, дискуссии и т.д. Выбор средств и методов воспитания зависит от целей. Показателем эффективности средств и методов воспитания может быть поведение.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).
Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).
Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой. Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.
13. Как понимают «формы воспитательной работы»?
Форма воспитательной работы – это организация деятельности и воспитателей и воспитываемых.
Бывает массовая и кружковая: групповая и индивидуальная форма воспитательной работы. Формы воспитательной работы тесно связаны с стилем воспитания и стилем отношений между учителем и учеником ( вопрос №15)
Причины выделения одного ребёнка и вывод его из коллектива могут быть разными: состояние здоровья ребёнка, не позволяющее ему находиться в коллективе детей или какие-то особенности развития ребёнка, препятствующие ему обучаться на равнее с другими детьми и т.д.
Воспитательная работы может проводиться между учителем и учениками (или одним учеником) и между самими учениками без участия учителя. Средствами воспитательной работы могут быть выговоры, разговоры, собрания, обсуждения или как в СССР публичное опозоривание несчастного провинившегося.
Формой воспитательной работы может быть урок ( урок толерантности- направленный на политическое воспитание детей, урок МХК- эстетическое воспитание и т.д.)
14. Назовите виды воспитания по институциональному признаку
По институциональному признаку воспитание делится на :
- семейное воспитание
- дошкольное воспитание
- школьное воспитание
- воспитание в системе высшего образования
- социальное воспитание
Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребёнка, она влияет на формирование психологического пола (первые три года идёт постоянная половая типизация- различные поведенческие установки, вкусы). В семье ребёнок усваивает начальные социальные нормы.
В период дошкольного образования ребёнок проверяет на практике действие усвоенных им социальных норм, выбирает модель поведения в зависимости от реакции социума. В дошкольный период ребёнок ищет своё место в обществе и примеряет социальные роли.
В школьный период основной вид деятельности ребёнка сменяется с игровой на учебную (деятельность). Часто критерием успешности и престижности ребёнка становится его успеваемость. В школьный период происходит психологическое становление личности и перестройка организма. Социальная роль, которую принимает на себя ребёнок укрепляется в нём и в большинстве случаев остаётся с ребёнком до конца обучения в школе и даже дольше. В школьный период вырабатывается навык общения в коллективе, общения с противоположным полом, общения со старшими. В школьный период проявляются таланты и способности человека.
В период высшего образования не происходит (как правило) коренных изменений в психике человека. Кроме учебной деятельности, человек вовлекается в трудовую. Как правило к этому периоду человек определяется с тем, что его интересует в жизни и идёт к своей цели.
Социальное воспитание – воздействие и влияние обществ анна личность на всём протяжении существования личности в обществе (+ билет № 9 про соц. Заказ) +детские дома – когда об-ва берет на себя ответственность за воспитание человека.
15. Назовите виды воспитания по стилю отношений между воспитателем и воспитанником.
1) Авторитарное воспитание: субъект воспитания - учитель, объект воспитания –ученик (стрессовая ситуация воспитания). Подчинение воли воспитанника воле взрослого. если ученик сопротивляется, все воспит. меры направлены на сломление воли. Задача системы: усреднить учеников.
Средства управления в авторитарном стиле воспитания: угроза, приказ, надзор, запрещение, наказание (унижающее личность). Сторонник: И.Ф. Гербарт
Этот стиль воспитания приводит и к деформации преподавателя: развивает чувство непогрешимости, безаппеляционность суждений, педагогическую бестактность (наносит психологические травмы), догматизм.
2) Демократическое : субъект воспитания – учитель, субъект воспитания – ученик. Выстраиваются дружеские, но не панибратские отношения. Взаимное уважение +разделение ответственности за результат обучения. Ученик воспринимается как личность со своими взглядами.
3) Свободное (либерально-попустительское). Создаются условия для самораскрытия. Это воспитание отрицает систему насильственного воздействия на ребёнка. Развитие ребёнка идёт медленнее, т.к.ничто его не подталкивает и не помогает ему раскрыться, а темпы развития разные у каждого ребенка. Больше шансов на самореализацию. Роль преподавателя – наблюдать и по этому составлять планы для развития. «педагогически запущенные дети» - полностью отсутствует обратная связь со стороны воспитателя.