Традиционный способ обучения
Режим развивающего обучения
1. Базовый процесс организуется на основе нормативных критериев с применением общепринятых эталонов
1. Главным в работе учитель считает личностный критерий, применение индивидуальных эталонов
2. Высокая частота оценивания рассматривается как необходимый критерий качества работы учителя
2. Поверхностное оценивание запрещается, частота проведения контрольных срезов определяется учителем
3. Итоговая отметка выставляется по среднеарифметическому принципу из текущих отметок
3. Определение итоговой отметки по тестам, контрольным срезам, зачётам по всему изученному материалу
—-—— 1 | |
4. Использование пятибалльной системы отметок | 4. Применение различных видов оценочных шкал, широкое использование тестов |
5. Учитель оценивает детей сам ' | 5. Обеспечивает процедуру самооценки учащимися своих достижений |
Виды оценочных шкал и возможности их применения в школе
Одним из существенных недостатков традиционной системы оценивания является её неполнота, ограниченность, а также несориентированность оценочного акта на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.
Различают несколько видов оценочных шкал <рис. 5).
Оценочная шкала
Количественная порядковая
'[^абсолютная 1'отяосительяая) ранговая j дескриптивная
Аналоговая
Рис. S. Схема видов оценочных шкал
Если в качестве измерения выступает числовое множество, то говорят околичественной шкале. Таким °бразом, количественная шкала предназначена для ^представленияоценки числом. Это хорошо всем из-^стная система школьных отметок.
Если точка отсчёта абстрактна, то есть лежит вне Узника, не зависит от него, а оценка знаний и усилий
ученика выглядит как некий числовой символ, то го ворят обабсолютной оценочной шкале. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание — «5», одна ошибка — «4» и т.д.
Относительная оценочная шкала предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. Таким образом, относительная шкала связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменение, развитие. Она снабжена своим измерительным инструментом —шкалой приращений. Если за такое-то время к набору уже приобретённых умений ученик присовокупил дополнительные, оценка будет выше.
В слабо структурированных областях — таких, как искусство или, скажем, личностное развитие, — чаще используютсяпорядковые шкалы. Их особенность состоит в том, что объект оценки сравнивается с подобными объектами. Сравнение в этом случае производитсяэкспертным путём.Экспертная оценка всегда связана с порядковой шкалой и состоит в упорядочивании множества по какому-то набору признаков или критериев. Этот способ распространен в судействе некоторых видов спорта (фигурное катание, гимнастика и др.), а также в западной системе образования. Порядковая шкала отвечает на вопрос «который».
Когда-то подобный способ оценивания широко применялся и в школах России. Все знают, что В.Ульянов окончил гимназию первым учеником. Это , не значит, что он был по каждому предмету лучшим, но по всему комплексу в целом он опережал остальных. При этом первые ученики других гимназий могли как превосходить Ульянова, так и уступать ему.
Такой вариант порядковой шкалы называется ранговым: каждому объекту присваивается ранг, номер ^ в иерархии объектов. Типичные и распространённы8]
примеры ранговых шкал — система воинских званий дди система должностей на университетской кафедре.
Частный случай ранговой шкалы —рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является. Действительно рейтинг - число. Но получается оно
либо путём опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путём набо-j pa очков и баллов: ответил на уроке — получил балл, ^ написал реферат — ещё десяток баллов, сдал зачёт — | опять некую сумму баллов и т.д. В конце учебного пе-"' риода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество уче- ' ников упорядочиваются по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В
ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.
Для правильного построения рейтинговых систем есть целая технология с критериями согласования позиций экспертов и прочими серьёзными вещами, т.к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно. В школьной и вузовской практике эту проце- . дуру для обучающих и обучающихся облегчают подготовленные для этого специальные компьютерные программы.
Хорошо известен и другой класс порядковых шкал — Дескриптивные (описательные). Они характеризуются тем, что объект, с которым сравнивается данный, хоть и принадлежит тому же множеству, что и измеряемый, но представлен некоторой моделью, завуалирован, замаскирован, как бы скрыт и даже отсутствует. Знаковая дескриптивная шкала — это описание с помощью знаковой системы, сравнивание со знаковой моделью эталона. Очевидная знаковая система — язык, менее °чевидная - графические модели, такие, как полосони код на товарах или нашивки за выслугу лет на ру-Кавах военнослужащих. Типичная дескриптивная °Ценка — это некоторая характеристика.
5J
Преимущество количественных шкал — их простота и определённость. Плата за это — заметная потеря информированности.
Порядковые шкалы, особенно дескриптивные, очень информативны и содержательны. Но за это мы расплачиваемся высокой мерой неопределённости, необходимостью иметь сложный и дорогой инструмент экспертов и наличием сомнений в объективности оценки.
И всё-таки порядковые шкалы значительно лучше, чем неинформативные критерии оценок старой школы, сообщавшие, что в текстах такого-то вида ученик с вероятностью 80% делает не более одной ошибки, но ничего не говорившие о характере этих ошибок.
Более обоснованные подходы к применению. тех или иных оценочных шкал могут быть найдены с помощью интеграции передовых идей педагогики и возрастной психологии. Принципиальное значение имеет учёт динамики интеллектуального и личностного формирования детей и юношей, а так же использование последних достижений психологии в деле выработки эффективных методов оценки потенциальных способностей и прогнозирования вероятной одарённости школьной молодёжи.
С учётом этого можно высказать рекомендации о целесообразности разграничения методов оценочной деятельности учителей в начальных и более старших классах. В начальной школе должны превалировать чисто логические, описательные оценки, а также суждения-прогнозы о способностях и даже потенциальной одарённости детей, формулируемые в виде рекомендаций детям и родителям.
Начиная с 4—5 классов и до 9 класса, наряду с указанными видами оценок могут применяться оценки качества учёбы в баллах, полученных с помощью нормативных тестов.
В 10—11 классах формы и методы оценивания работы учащихся должны приближаться к вузовским, то есть осуществляться с преобладанием зачётных собеседований, тестов по большим разделам обучения, рей-
тинговых методов оценки учебных заданий творческого характера (рефератов, научных работ), а также оценок, отражающих участие в олимпиадах, конференциях, обществах и т.д. То есть должны использоваться приёмы, применяемые для оценки людей со сформировавшимся сознанием, необходим учёт осознанного выбора учащимся сферы своей будущей деятельности.
Наблюдение за учащимися и фиксирование изменений в динамике их развития, сопоставление имеющихся данных с эталонными позволяют оценить индивидуальные особенности личности каждого учащегося
|в тот или иной период его развития.