Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды

Предмет и методы педагогической конфликтологии.

Педагогическая конфликтология - область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.

Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами, основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

Зачастую предметом конфликта являются потребности, интересы и ценности его участников.

Объект конфликта - это конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Социально-историческое назначение педагогической конфликтологии.

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление:

– изучение природы и причин педагогических конфликтов,

– разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Причины возникновения педагогических конфликтов:

• социально-экономические и политические условия

• разрушение производственных связей и структур

• изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания

• сдвиги в области культурных ориентации всей общественной системы

• масштабное развитие криминогенной ситуации

• падение престижа педагогической профессии в обществе

• снижение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях

• авторитарность в школьном управлении

• возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме

• невротический стиль общения во многих семьях

Педконфликт -неизбежное социальное явление:

• Педагогическая или управленческая деятельность –проблемы выстраивания человеческих отношений.

Техники:

-внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума,

- утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур.

- оптимизация всех форм общения

- оказание психологической и педагогической помощи

- разработка вопросов адаптации новых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива,

- регулирования процессов идентификации и интеграции,

- мониторинговые социально-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов,

- создание и функционирование конфликтологических служб в образовательных учреждениях.

конфликтологическая компетентность:

аттестации руководящих и педагогических работников

2001 году впервые кафедрой человековедческих технологий Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области разработана диагностическая карта по определению уровня человековедческой компетентности современного педагога).

Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.

Образовательные учреждения открытая информационная среда:

• В процессе обновления современного общества функция образования всё более определяется социальным заказом.

• Подготовка специалистов к деятельности в мире будущего.

• Увеличивается спрос на квалифицированных, талантливых специалистов

• Значимость понятий: конкурентоспособность, рейтинг, мобильность и коммуникабельность.

Требования общества:

• -Знания

• -Личностный потенциал

• -Навыки

• Умение адаптироваться

• Самосовершенствование

• Возникает потребность в создании определённых условий для приобретения учащимися специфического опыта, обеспечивающего достижение ими полного и гармоничного интеллектуально-социального развития, высокого уровня культуры.

идея гуманизации образовательного процесса:

- Совершенствуются объяснительно-репродуктивные методы,

- Разрабатываются концепции развивающего обучения

- Имеет место организация обучения посредством разработки системы проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития учащихся, что обеспечивает создание условий для их активной самостоятельной деятельности.

«продуктивный» конфликт - Б.И.Хасан, «конструктивный» конфликт — Т.В.Ковшечникова.

• Наряду с проблемным обучением рядом педагогов предлагается «конфликтная» стратегия (Б.И.Хасан, Т.В.Ковшечникова), где центральную позицию занимает конфликтная ситуация, в основе которой, в отличие от проблемной, лежит естественное противоречие, столкновение двух людей, их тенденций, целей, желаний и т.д. Конфликт, возникающий в педагогическом процессе или созданный преподавателем, становится проблемой, подлежащей разрешению.

Функции педагогических конфликтов:

• Первая тенденция

Л. А. Петровская , А. И. Донцов, Т. А. Полозова, А. Я. Анцупов , Е. А. Первышева

Особенностями любого педагогического конфликта является проявление чувствительности педагога к приоритетным противоречиям учебно-воспитательного процесса и управление им.

противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным вниманием общества к удовлетворению этой потребности. Оно является одним из ведущих противоречий, снижающих удовлетворенность работой и избранной профессией.

• Вторая тенденция – это выделение в самостоятельный тип конфликтов, связанных с поведением участников учебно-воспитательного процесса.

• Третья тенденция в типологизации педагогических конфликтов связана с конфликтами межличностных взаимоотношений.

Наши рекомендации